Утилизируем аккумулятор, шины и другие расходники
Ничто не вечно. Даже хороший аккумулятор со временем перестает держать заряд, а у покрышек стирается протектор. Ездить на “лысой” резине опасно, так что лучше купить новый комплект, а старый сдать в утиль. Но кто занимается утилизацией и где можно сдать отслужившие свое шины или старую батарею? Давайте разберемся.
Аккумуляторы
Что делать с отслужившим свое аккумулятором? У меня в гараже как раз лежит такой уже несколько лет, и для подготовки статьи я решил его сдать. Так что делюсь личным опытом. Интернет полон объявлений, мол “купим ваш старый АКБ”. Обещают даже сами приехать и забрать. Правда, если батарей у вас штук пять. В общем, конкуренция за бэушные батареи жесткая. У меня такая всего одна, потому пришлось отвезти ее самому.
старые аккумуляторыСтарый аккумулятор лучше не выбрасывать, а сдать в пункт приема. Так вы сделаете мир чище, а еще и немного заработаете.Старый аккумулятор лучше не выбрасывать, а сдать в пункт приема. Так вы сделаете мир чище, а еще и немного заработаете.
Но куда? Забив запрос в поисковике “утилизация старых аккумуляторов” наткнулся на сайт http://oskab.ru/. ОСКАБ — это программа утилизации аккумуляторов, которую проводит ГК Маглюг. Компания оказалась крупная. Работает на рынке 25 лет. Имеет пункты приема АКБ в 13 городах России. В Москве их целых три штуки в разных районах. Есть и свои производственные мощности в Раменском. По словам представителей, недавно на заводе поставили новое оборудование. В один из пунктов приема батарей, принадлежащих этой компании, я и поехал.
утилизацияПоехав по указателям, легко нашел пункт приема батарей.Поехав по указателям, легко нашел пункт приема батарей.
Весь процесс сдачи занял минут пять. Принеся батарею приемщику, который посмотрел емкость, от нее зависит цена, я получил 500 рублей. Эта сумма могла бы пойти в зачет новой АКБ, если бы я захотел ее купить.
утилизацияЗа батареями могут приехать. Расценки видны на борту автомобиля. Тут же можно купить и новую батарею.За батареями могут приехать. Расценки видны на борту автомобиля. Тут же можно купить и новую батарею.
Интересно, что в некоторых странах мира законодательно запрещено приобретать новую батарею, не сдав при этом старую. Так правительство заботится об экологии.
старые аккумуляторыСтарые батареи складируют, а вечером их забирает грузовик и отвозит на утилизационный завод.Старые батареи складируют, а вечером их забирает грузовик и отвозит на утилизационный завод.
Что происходит с батареей дальше? Дальше все пункты сбора объезжает грузовик, собирая сданные АКБ, и везет на завод. Процесс утилизации непрост, поскольку в каждой батарее есть электролит, свинец и его компоненты, пластик.
старые аккумуляторыКрупные партии старых батарей поступают на завод, где начинается их сортировка и утилизация.Крупные партии старых батарей поступают на завод, где начинается их сортировка и утилизация.
Технологии утилизации постоянно совершенствуются. Это позволяет, скажем, повторно использовать вторично нейтрализованный электролит. Переработка позволяет получить и другое важное сырьё, включая свинец, пластик, медь и сталь. Сырье покупают производители все тех же аккумуляторов.
Шины
Ну а что делать со старыми шинами? Соорудить клумбу на даче, не наш вариант. К сожалению, как с аккумуляторами, тут заработать не получится. За утилизацию шин придется заплатить самому. Эти деньги, по сути, пойдут на то, чтобы б/у резину, уже в крупной партии, отвезли на перерабатывающий завод. Сдать старые легковые шины стоит от 50 — до 100 рублей за колесо. Шипованные или рваные колеса принимают по 150 или 200 рублей за штуку.
качели из покрышкиОдно из применений старых покрышек: дешево, эффектно и красивоОдно из применений старых покрышек: дешево, эффектно и красиво
Пунктов приема множество. В одном только Южном округе Москвы их минимум пять. Утилизацией занимаются в основном крупные шиномонтажи. И такие есть во всех округах столицы, а также в Санкт-Петербурге.
старые шиныУтилизация шин необходима, поскольку покрышка и ее компоненты разлагаются почти сотню лет.Утилизация шин необходима, поскольку покрышка и ее компоненты разлагаются почти сотню лет.
Утилизация шин необходима, поскольку срок естественного разрушения покрышки — почти 100 лет. Плюс резина довольно огнеопасна, а при горении выделяются опасные канцерогены и химические вещества, которые пагубно влияют на здоровье. При сжигании тонны старых покрышек в воздух наполняют токсичные газы и примерно 270 кг сажи.
Потому путь только один — утилизация. В одной тонне “отбежавших” свое шин содержится около 700 кг качественной резины. Грамотно переработав старые покрышки можно получить каучук, полимеры, металл. И пустить все это в производство тех же шин повторно.
резиновая крошкаПосле переработки из шин получается вот такая резиновая крошка.После переработки из шин получается вот такая резиновая крошка.
Есть и дугой вариант. Покрышки измельчают до состояния крошки. Эта крошка идет на производство резиновой обуви, кровельных материалов, покрытий для спортивных площадок.
резиновое напольное покрытиеКрошка — базовое сырье для производства различных изделий из резины…Крошка — базовое сырье для производства различных изделий из резины… детская площадка…а так же покрытий спортивных и детских площадок….а так же покрытий спортивных и детских площадок.
Моторное масло
О пунктах утилизации полезно знать и автолюбителям, обслуживающим машину собственными силами. Ведь сливать в канаву или под дерево отработавшее свое моторное масло, мягко говоря, нехорошо. К тому же это строго запрещено законом, ведь масло относится к опасным отходам, которые могут причинить вред здоровью людей и окружающей среде. Всего четыре литра этой смеси могут испортить около четырех тысяч литров воды, а площадь масляной пленки на поверхности займет более 30 квадратных километров. За нанесение вреда экологии в кодексе об административных правонарушениях предусмотрен штраф: от 1000 до 2000 рублей для граждан и от 10 000 до 30 000 рублей для должностных лиц. С предпринимателей и юридических лиц в разы больше. А вот отнести в мусорный контейнер отслуживший аккумулятор закон напрямую не запрещает. Ведь пока из корпуса аккумуляторной батареи не сочится электролит, вреда экологии вы не наносите. А стоило бы предусмотреть и такую ответственность, ведь рано или поздно герметичность корпуса нарушится, а ответственных нет.
отработанное маслоПри замене отработавшее свое моторное масло ни в коем случае нельзя выливать под дерево или в канаву.При замене отработавшее свое моторное масло ни в коем случае нельзя выливать под дерево или в канаву.
моторное маслоЭто наносит вред экологии и карается штрафом от 1000 до 2000 рублей.Это наносит вред экологии и карается штрафом от 1000 до 2000 рублей.
По идее “отработка” может пригодиться в хозяйстве. Скажем, для смазки велосипедной цепи, дверных петель, замков и т.д. Правда, для всех этих нужд достаточно совсем небольшого количества «отработки». Как любой другой нефтепродукт, использованное масло хорошо горит, потому его применяют в специальных котлах для обогрева помещений. Другой способ — сдать масло на утилизацию соответствующим компаниям. Он нас и интересует.
печ“Отработка” хорошо горит, потому ее используют как топливо в специальных печах.“Отработка” хорошо горит, потому ее используют как топливо в специальных печах.
Цена за литр “отработки” может доходить до 10 рублей, но стоимость зависит от объема, который вы сдаете. Если у вас канистра, то ее могут вообще не взять. Слишком мало. Подавляющее большинство компаний начинает разговор, если у вас есть 200 и более литров.
моторное маслоВ новом моторном масле почти наверняка есть компоненты, выделенные из “отработки”.В новом моторном масле почти наверняка есть компоненты, выделенные из “отработки”.
Куда же в таком случае сдавать «отработку» частнику, у которого наберется от силы литров 5 после очередной замены моторного масла? Интернет вам в помощь. Разместите объявление на автофоруме. Покупатели сами на вас выйдут. И ездить никуда не надо. Вопрос только в цене. Если у вас всего канистра, то, уверен, и бесплатно отдать ее не жалко.
отработанное маслоОтработанное моторное масло покупают фирмы-производители ГСМ.Отработанное моторное масло покупают фирмы-производители ГСМ.
Производители ГСМ очищают отработанное масло, выделяют «базовые» составы, такие же, как из нефти. Ну а затем они идут в повторное использование для производства новых моторных масел.
Итог
Заработать на утилизации простому автолюбителю вряд ли получится. Можно сдать старый АКБ, получив, скажем 500 рублей, но отдать 400 рублей за утилизацию старых легковых шин. Плюс затраты на бензин для перевозки расходников к пунктам приема. Зато совесть останется чиста, ведь дело то благородное — так наши города станут хоть немного, но чище.
Утилизируем аккумулятор, шины и другие расходники
Фото: из архива автора
Утилизируем аккумулятор, шины и другие расходники