Saab 96 «Длинный нос»: раллийный лисенок
Абсолютно мальчишеское чувство! Броском рычага на руле включаю перед поворотом вторую, и машина, лишенная даже намека на шумоизоляцию, наполняется сочным рыком. Как же здорово этот малыш впрыгнул в поворот! Камешки весело застучали по днищу. Впереди довольно длинная прямая, поэтому успеваю бросить взгляд на Олафа, хозяина этого автомобиля, а сейчас — незапланированного штурмана. Улыбается! И непонятно, чего в этой улыбке больше — удовлетворения от собственной машины или иронии над моим мальчишеством.
Saab 96Saab 96
Крылья, три короны и пропеллер
Говоря «Швеция», мы подразумеваем… Конечно же, хоккей, группу АВВА, Малыша с Карлсоном и две марки легковых автомобилей.
Материалы по теме
Самые быстрые автомобили СССР
В 1967 году группы АВВА еще не было, а ее будущие участники занимались сольными проектами. Герои Астрид Линдгрен уже существовали и даже были известны в СССР. Через год спектакль о них поставит Московский театр сатиры и появится знаменитый мультфильм. Кстати, спектакль о Малыше и Карлсоне в Швеции поставили на год позже, чем в Москве, - только в 1969‑м. Зато в Королевском драматическом театре! В 1967 году шведы выиграли серебряные медали чемпионата мира по хоккею, опередив канадцев и уступив сборной СССР. В том же 1967‑м Швеция перешла на правостороннее движение. А чем жила в 1967 году автомобильная фирма Saab? В ее жизни тоже произошло во многом судьбоносное событие.
Модель Saab 96 делали с 1960 года, немного меняя детали кузова и дизайн. А концепция переднеприводного автомобиля с трехцилиндровым двигателем и вовсе восходила к первым послевоенным годам, когда авиационная компания решила расширить сферу деятельности производством автомобилей по имени Saab 92. Конструкцию шведы, как и некоторые другие фирмы, заимствовали у весьма удачных предвоенных немецких малолитражек DKW.
К середине 1960‑х трехцилиндровый мотор Сааба объемом 0,85 л развивал 38 л.с., а в спортивном варианте с тремя карбюраторами (и как они их регулировали?) — аж 57 л.с. И ничего, небольшому автомобилю вполне хватало. Массовые малолитражки тех лет были куда слабее. В 1965 году дизайн немного изменили, вписав фары в решетку радиатора. Спецы по Саабам зовут такие машины Long Nose («Длинный нос»).
Этот рыжий Saab вовсе не стилизация под спортивный автомобиль, а вполне боевой аппарат для вполне серьезных ралли.Этот рыжий Saab вовсе не стилизация под спортивный автомобиль, а вполне боевой аппарат для вполне серьезных ралли.
Материалы по теме
Самые необычные советские автомобили. Часть 2
И вот в 1967 году модель Saab 96 впервые в истории фирмы получила четырехцилиндровый двигатель — компактный V‑образный Ford, который удачно вписался в короткий моторный отсек. Дебютировавший в 1962‑м агрегат рабочим объемом 1,5 литра развивал 65 л.с. Позднее использовали и 1,7‑литровый двигатель Ford мощностью всего 55 л.с., имевший уменьшенную под американский бензин степень сжатия (на европейских Фордах мотор выдавал от 75 л.с.), - такие ставили на «девяносто шестые», предназначенные для рынка США. Раллийные Саабы тоже снаряжались двигателями 1.7, но форсированными — вплоть до 150 л.с. На этом рыжем Саабе, с которым мне довелось поутюжить гравийные дорожки Латвии, — именно 1,7‑литровый мотор. Правда, не самый мощный.
Странное свойство саабовского дизайна! Не зная, сложно определить, в каком году появилась эта машина. Наверное, дело в каком-то труднообъяснимом обаянии. Автомобиль нельзя было спутать с другими даже во времена его молодости, а уж тем более сейчас. Обманчивость облика лишь в том, что совсем не грозная с виду машина вписала несколько ярких страниц в историю ралли. Да и сейчас на многое способна!
ЗНАМЕНИТЫЕ РОВЕСНИКИ
В 1968 году с киноэкранов в советскую жизнь триумфально вошли шведские Малыш и Карлсон. Второй, правда, влетел. Тот старый мультфильм смотрят и сегодня, и в нашем сознании литературные герои предстают именно такими, какими мы увидели их в работе режиссера Бориса Степанцева и услышали голосами Клары Румяновой и Василия Ливанова.
В 1967‑м, когда на легковые Саабы начали ставить двигатели V4, в небо впервые поднялся и другой Saab — истребитель 37 Viggen. Авиационное отделение шведской компании продолжало строить самолеты. Saab 97 Viggen достигал высоты 15 500 м и развивал скорость 2195 км/ч. В серию машина пошла в 1971 году. Автомобильный Saab тогда уже объединился с компанией Scania, потом вошел в GM, а потом… Но не будем о грустном. А самолеты Saab производят и сегодня.
Материалы по теме
Классика по-саксонски: фоторепортаж с олдтаймер-ралли Sachsen-Classic 2015
Телом и душой
Этот рыжий Saab 1972 года рождения вовсе не стилизация под спортивный автомобиль, а вполне боевой аппарат для вполне серьезных ралли, пускай и устраиваемых для олдтаймеров. Потому-то здесь современные спортивные сиденья и ремни, каркас безопасности, алюминиевые педали и форсированный фордовский мотор 1.7, чей рокот победоносно наполняет голый салон. Как и к любому другому автомобилю, к «девяносто шестому» нужно приноровиться, особенно если хочешь ездить побыстрее. Для начала — научиться сразу попадать в передачи рычагом, расположенным на руле. Получается не сразу: ход рычага немного вязкий, но привык я к нему довольно быстро. Как и к тому, что первая передача предельно короткая и слушать возмущенный рев мотора, не подоткнув побыстрее вторую, совершенно бессмысленно.
Боевой автомобиль, как и положено, избавлен от всего лишнего, в том числе от всего, что препятствует проникновению в салон мощного рыка двигателя. Владельцы стандартных серийных Саабов давили на куда более простые и скучные педали.Боевой автомобиль, как и положено, избавлен от всего лишнего, в том числе от всего, что препятствует проникновению в салон мощного рыка двигателя. Владельцы стандартных серийных Саабов давили на куда более простые и скучные педали.
Стандартные базовые приборы максимально просты. Здесь же — напоминание об алгоритме переключения передач. Он, кстати, тоже стандартный.Стандартные базовые приборы максимально просты. Здесь же — напоминание об алгоритме переключения передач. Он, кстати, тоже стандартный. Уже почти забытая конструкция с рычагом коробки передач на руле довольно удобна, причем и для спортивного автомобиля: рука всегда близко к рулю. Рядом с рычагом — управление стеклоочистителем.Уже почти забытая конструкция с рычагом коробки передач на руле довольно удобна, причем и для спортивного автомобиля: рука всегда близко к рулю. Рядом с рычагом — управление стеклоочистителем.
Современные сиденья со спортивными ремнями — необходимое условие участия в более-менее серьезных соревнованиях. Забраться непросто, зато и вылезать не хочется.Современные сиденья со спортивными ремнями — необходимое условие участия в более-менее серьезных соревнованиях. Забраться непросто, зато и вылезать не хочется.
Руль тяжелый, без усилителя. Зато он дает понять характер легкой переднеприводной машины с довольно жесткой (а как же!) подвеской. Saab резв и проворен, но если перебрать со скоростью, вертлявость легко превратится в коварство. Тормоза (спереди — дисковые) действуют отменно, без всякой поправки на возраст конструкции (правда, надо сделать поправку на отсутствие здесь АБС). В общем, эдакий заводной апельсин. А может, энергичный и игривый рыжий лисенок!
Материалы по теме
Аustin-Healey 3000 Mk III: три литра английского
С трудом сдерживаюсь, чтобы не попробовать пройти очередной поворот быстрее предыдущего. Но ведь обитатели местных хуторов вовсе не обязаны предвидеть, что мы с Саабом внезапно вывалим из поворота навстречу. Так что утешимся средним темпом и воспоминаниями о том, как создавалась прекрасная спортивная репутация марки Saab, которую я уже никак не испорчу.
Раллийная карьера шведских малолитражек началась еще в 1950‑е годы с местных, региональных соревнований. Но знаменитый шведский гонщик Эрик Карлсон (тому, что с пропеллером, Эрик просто однофамилец) вывел машину в гоночный свет. С 1960‑го по 1962‑й он побеждал в престижном британском RAC-ралли, считавшемся тогда одним из самых сложных — гравийных. А в 1962‑м и 1963‑м Карлсон выиграл еще и Ралли Монте-Карло!
Два следующих года Саабы приходили в Монако третьими. Тоже неплохо, если учесть нешуточную конкуренцию. Ну а в Ралли Швеции Саабы под управлением Стига Блумквиста и Пера Эклунда блистали и в первой половине 1970‑х, когда это соревнование уже стало этапом Кубка мира. Как не вспомнить обо всем этом в объятиях жесткого гоночного кресла и под песню форсированного мотора!
Многие автомобили тех лет вполне заслуженно стоят в музеях. Я люблю музеи, но ездить люблю не меньше. Особенно когда доводится встречаться с такой энергичной, задорной и обаятельной машинкой. Не знаю уж, как я Саабу показался, а он мне очень по душе!
РОДОМ ИЗ ТРОЛЛЬХЕТТАНА
Saab 96 выпускали с 1960 по 1980 год — сначала с трехцилиндровым двигателем объемом 0,85 л, затем с моторами Ford V4 объемом 1,5 и 1,7 л. Коробка передач — поначалу трех-, потом четырехступенчатая. Параллельно со стандартным двухдверным автомобилем делали трехдверный универсал Saab 95, производство которого начали еще на базе предшественника — модели Saab 93. Помимо Швеции автомобили собирали в Финляндии и Бельгии. Всего изготовили 547 221 седан и 110 527 универсалов (их выпускали до 1978 года).
Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Олафа Цеплевича.
Saab 96 «Длинный нос»: раллийный лисенокSaab 96 «Длинный нос»: раллийный лисенок