Погода диктует условия
Как пояснили в Госавтоинспекции, летом и осенью число аварий увеличивается. Первый скачок происходит уже в конце мая, когда ждавшие стабильного тепла «подснежники» активно выезжают на дороги. Но особенно ощутим рост числа ДТП во второй половине теплого сезона. Летом водители чаще превышают скорость и выезжают на встречную полосу движения. Осенью же традиционно растет загруженность дорог и ухудшается погода, что провоцирует новые аварийные ситуации.
Статистика аварийности на российских дорогах за прошедший год дает представление о том, правонарушения каких типов чаще всего приводят к ДТП. В первую очередь это несоблюдение очередности проезда, несоответствие скорости конкретным условиям движения, нарушение правил проезда пешеходного перехода, неправильный выбор дистанции и выезд на полосу встречного движения. Замыкают антирейтинг нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, превышение установленной скорости движения и несоблюдение правил перестроения.
Таким образом, недостаточный опыт водителя и небрежное отношение к правилам дорожного движения остаются главными причинами аварийных ситуаций.
«Бороться с завышенной самооценкой на дороге и повышать культуру вождения важно и нужно, — отметил начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России полковник полиции Максим Белугин. — О необходимости быть внимательными мы напоминаем водителям регулярно, и не только в период смены сезона. Обеспечение безопасности дорожного движения всегда было и остается в числе приоритетных государственных задач».
Например, весной этого года российской Госавтоинспекцией при поддержке экспертного сообщества и общественных организаций проводилась широкомасштабная социальная кампания «Дистанция», призванная напомнить участникам дорожного движения о важности соблюдения безопасной дистанции на дороге и проинформировать о способах ее определения в зависимости от различных факторов — скорости, общего состояния водителя, дорожного покрытия, погодных условий и так далее.
Исследования показывают, что у сезонной аварийности есть и другая причина: выпускники автошкол не имеют достаточной подготовки для того, чтобы правильно учитывать погодные условия.
Это подтверждают результаты опросов ВЦИОМ, проведенных в рамках федеральной кампании «Прогноз безопасности»: «Наступление осени сложно назвать сюрпризом, однако традиционно межсезонье сопровождается ростом числа ДТП. Результаты опросов помогли понять причину этого явления. Несмотря на то что 70% водителей знают об ограничениях, которые погодные условия накладывают на дорожную обстановку, большинство из них становятся аккуратнее лишь при очень неблагоприятных условиях. Сбросит скорость в туман, гололед, снегопад или дождь скорее тот водитель, который уже становился участником ДТП из-за этих факторов, в то время как неопытный водитель может не проявить должной бдительности», — пояснил генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.
Для безопасного управления автомобилем в плохую погоду от водителя требуется не так уж много. Часто достаточно небольшой корректировки манеры управления — снижения скорости и увеличения дистанции. В плохую погоду рекомендуется также чаще притормаживать и стараться избегать резких маневров. «Виртуозно управлять автомобилем в сложных погодных условиях — это своего рода трюк, — подчеркнул известный актер и иллюзионист Илья Сафронов. — Здесь, как и в профессии иллюзиониста, нужны годы тренировок, а самое важное — внимательность и полная концентрация».
Впрочем, чтобы обеспечить безопасность себе и другим участникам дорожного движения, быть виртуозом необязательно. Даже при небольшом опыте вождения соблюдение элементарных правил и сосредоточенность помогут избежать ДТП в любую погоду.
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».