Дороги и движение в СССР и царской России: что бы перенять?

Однажды, лет 15 назад, я написал в ЗР заметку про машину времени. Про эдакий неказистый с виду шарик, чем-то напоминающий мину. Фото машины храню по сей день.

Получил тогда много недовольных отзывов: мол, совсем автор спятил… Хотя автор ничего подобного, к сожалению, не изобретал, а просто рассказал про конструкцию, о которой мечтали и мечтают миллионы. Хорошо ли тогда работало чудо техники или нет — дело темное: в любом случае, речь шла, насколько я помню, о долях секунды.Получил тогда много недовольных отзывов: мол, совсем автор спятил… Хотя автор ничего подобного, к сожалению, не изобретал, а просто рассказал про конструкцию, о которой мечтали и мечтают миллионы. Хорошо ли тогда работало чудо техники или нет — дело темное: в любом случае, речь шла, насколько я помню, о долях секунды.

Но сейчас дело не в этом. Просто подумалось о том, что в разные периоды истории обязательно встречалось что-то хорошее. Вот тут бы машина времени и пригодилась. Ключевые точки понятны: строительство дорог, нарушения ПДД, дорожная культура и взаимовыручка, страхование и прочие банковские дела. В общем, полетели!

Во всем совершенстве — по шоссе…

Нынешняя М-10, она же Е-105 — это позор, а не главная трасса России. Формальная причина известна: у государства нет денег. А отдашь на откуп частнику, так тот заломит такую плату за каждый километр, что нынешним дельцам и не снилось. А то и вообще продаст: на то он и частник… Невольно захочется раскочегарить «Аврору».

У царей лишних денег тоже не было. Особенно после Отечественной войны с французским воякой. Но два века назад Александр Благословенный повелел: «Приступить с 1 января 1817 года к постройке нового шоссе, отделывая оное ежегодно во всем совершенстве на столько верст, на сколько представляется возможным…»

А вот что написал об этой дороге привередливый Пушкин. Тот самый, который намотал по России 40 000 верст, кроя наши колдобины и выбоины последними словами…

Узнав, что новая Московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург… и 15 октября в десять часов утра выехал из Тверской заставы.Узнав, что новая Московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург… и 15 октября в десять часов утра выехал из Тверской заставы.

Читаем Александра Сергеевича. «Великолепное московское шоссе начато по повелению императора Александра; дилижансы учреждены обществом частных людей. Так должно быть и во всем: правительство открывает дорогу, частные люди находят удобнейшие способы ею пользоваться».

Дорога — государева, а междугороднее сообщение — частное. Очень правильно. А если государство захочет, то организует и государевы омнибусы — почему нет? И у холопов не возникают современные вопросы типа «Чья дорога вокруг Вышнего Волочка?» Кстати, отчего сегодня по ней никто не ездит, мы уже обсуждали.

Почему император, несмотря на финансовые проблемы, все-таки выделил деньги на эту дорогу? Потому что Московское шоссе считалось главнейшим — по нему судили о России! Да и сегодня, к сожалению, судят. Только оценки ставят совсем иные.

и по рельсам

А если денег в казне вообще нет? Ни копейки? Именно так обстояли дела с железными дорогами, на которые в середине XIX века государственных средств не находилось. Но Павел Григорьевич фон Дервиз, которого при жизни называли русским Монте-Кристо, решил исправить ситуацию. Он придумал схему, позволившую быстро строить для России дороги и столь же быстро богатеть самому! Причем, заметьте, не воруя у государства, а лишь пользуясь его поддержкой.

Сам Дервиз при строительстве дороги сказочно разбогател, заработав свои деньги абсолютно честным путем. Сегодня олигархи такой породы мне неизвестны. А те, которые известны, явно не в состоянии построить хоть что-то путное, будь это хотя бы десяток ё-мобилей.Сам Дервиз при строительстве дороги сказочно разбогател, заработав свои деньги абсолютно честным путем. Сегодня олигархи такой породы мне неизвестны. А те, которые известны, явно не в состоянии построить хоть что-то путное, будь это хотя бы десяток ё-мобилей.

Как? Он заключил с ним договор (концессию) на строительство частной железной дороги с последующей передачей ее государству. Смета подряда умышленно завышалась по максимуму, на эту сумму выпускались акции и облигации, гарантом получения дохода по которым выступало государство. Часть акций оставалась у Дервиза, а недорогие облигации размещались за границей. Гарантии правительства России ценились высоко, поэтому реализация облигаций проходила быстро. В короткий срок дорогу ввели в строй, она начала приносить солидный доход, позволивший полностью рассчитаться с владельцами облигаций и выплачивать доходы по акциям. Государство, не затратив ни рубля, получило прекрасную железную дорогу, а акционеры — солидную прибыль.

Это усадьба Дервиза в Кирицах. Съездите, посмотрите. Говорят, что там снимали знаменитую «Золушку»…Это усадьба Дервиза в Кирицах. Съездите, посмотрите. Говорят, что там снимали знаменитую «Золушку»…

Про дорожную взаимовыручку

В СССР по дорогам ездили совсем не так, как сегодня. Не было автосервисов, не хватало АЗС, негде было поесть и уж подавно переночевать. Но было что-то совсем другого уровня, непонятного сегодня. Назовем это дорожной моралью. Была немыслимая сегодня взаимовыручка. Вид поднятого капота и машущего руками водителя воспринимался однозначно: человеку очень нужна твоя помощь! Тогда не было даже мыслей о том, что тебя хотят «кинуть» — вся эта мерзость началась с распадом СССР…

Что у вас случилось — ремень лопнул? Шоферюга на КраЗе готов дотащить до райцентра — там есть МТС, может быть, помогут. Водитель «волжанки» перетряхивает собственный багажник — нет, подходящего ремня у него нет, но вот вам моток хорошей веревки, вырежьте из нее времянку. И наконец, благодетель — запасливый отец семейства — вытаскивает из закромов нужную запчасть: у него их аж три!

А вот еще пример из царских времен. Это уже по части нынешних «синих ведерок» и прочих завывалок… Указом 1834 года езда с валдайскими колокольчиками была предписана лишь фельдъегерским тройкам и пожарным при выезде на пожар. А всей остальной шушере — низзя. Будь ты хоть трижды помощник городничего.А вот еще пример из царских времен. Это уже по части нынешних «синих ведерок» и прочих завывалок… Указом 1834 года езда с валдайскими колокольчиками была предписана лишь фельдъегерским тройкам и пожарным при выезде на пожар. А всей остальной шушере — низзя. Будь ты хоть трижды помощник городничего.

Материалы по теме


Японский городовой! Дорожное движение в Японии

Отлично помню вид несчастного владельца «горбатого» ЗАЗ-965 на Симферопольском шоссе в конце шестидесятых: его лицо выражало всё! Мужик проколол два колеса одновременно, умолял одолжить до вечера свою запаску. У него в машине жена, ребенок, теща… Помню, как папа отдал тогда свое колесо не раздумывая, а вечером того же дня оно приехало к нам домой с самыми искренними благодарностями. И всем было хорошо.

А вот случай с коллегой. Ехали они с отцом в Москву из Нижнего на ВАЗ-2101. Ну, батя увлекся и в Петушках обогнал кого-то под знаком. И вдруг они видят: впереди садится (!) гаишный вертолет и к ним наперерез бежит гаишник с жезлом и в шлеме… Заметьте, отец-то был в форме подполковника! А тот — капитан. Так он даже про штраф не стал говорить, хотя ведь вертолет сажал! А сказал просто: «Ну что же вы так, товарищ подполковник, стыдно же!» Весь оставшийся путь ехали молча.

Про страховки

В те времена была смешная страховка: платишь примерно 40 рублей и получаешь полис, обещающий тебе компенсацию на сумму 3000 (примерно столько стоил когда-то новенький кузов Жигулей). Выбить из Госстраха деньги было нелегко, но реально. Страховку оформляли чуть ли не с удовольствием: от нее был реальный прок и она была вполне доступна.

Кстати, тогда не было подстав! Даже слова такого не было.

Про образование

В некультурной и необразованной стране никогда не будет ни шоссе, ни железных дорог, ни автомобилей — в этом я убежден. Кстати, граждане СССР получали образование бесплатно: только приходи и учись. И кружки в Доме пионеров были бесплатные. И с трудоустройством по специальности было ноль проблем. Однако же вместо СССР вспомню лучше царскую Россию.

А.А. Игнатьев, русский и советский военный деятель, генерал-лейтенант, дипломат.А.А. Игнатьев, русский и советский военный деятель, генерал-лейтенант, дипломат.

Если кому-то будет интересно, процитирую дословно популярнейшую книгу А.А. Игнатьева «Пятьдесят лет в строю». Автор, как известно, русский и советский военный деятель, генерал-лейтенант, дипломат. А пока бегло перечислю некоторые вопросы для поступающих в Академию Генштаба:

— Назовите пристани по Днестру.

— Начертите две окружности и найдите центры всех третьих окружностей, касающихся первых двух.

— Назовите железные дороги, соединяющие Москву с портами Балтики.

— Какой хлеб едят немцы?

— Где в России больше всего женщин?

— Чем, кроме леса и ковров, торгует Смирна?

Чувствуете уровень? А ведь это не дурацкое телешоу, а экзамен для военных! Кстати, за пропуск одной (!) запятой на экзамене немедленно снимали один балл… Ни один генерал в Царской армии не терпел подобной безграмотности.

Куда податься?

Сегодня все нормальные россияне хотят жить хорошо. Без войн, кризисов, мельдониев, дрянных дорог и дураков разного масштаба. Но порой мы недопонимаем, где искать эту хорошую жизнь? В результате, как правило, по указке очередного доброго человека разрушаем построенное предками «до основанья», будь то лучшее в мире сельское хозяйство или первые в истории «бураны» с «луноходами». После чего начинаем скулить о России, которую мы потеряли.

Сотню лет назад был такой банкир — Александр Николаевич Найденов. Должности не перечисляю — их слишком много. После революции 1917 года, когда частные банки были национализированы, Александр Николаевич — внимание! — продал своё имущество (!) и таким образом погасил задолженность перед вкладчиками. Потому что «банкир при любых условиях должен сберечь свою репутацию».Сотню лет назад был такой банкир — Александр Николаевич Найденов. Должности не перечисляю — их слишком много. После революции 1917 года, когда частные банки были национализированы, Александр Николаевич — внимание! — продал своё имущество (!) и таким образом погасил задолженность перед вкладчиками. Потому что «банкир при любых условиях должен сберечь свою репутацию».

В СССР многое тоже было правильно. И правильнее всего, на мой взгляд, — непререкаемый авторитет госсектора на магистральных путях экономики. Кстати, именно это у нас позаимствовали очень многие страны. Даже скромная Черногория, в которой, между прочим, розничные цены на топливо и лекарства устанавливает… правительство! Хотя при этом АЗС и аптеки — частные! А экономика вроде как рыночная. Однако же цена бензина дышит синхронно со стоимостью нефти.

Что нам делать сегодня? Выскажу свое мнение, которое часто приходится повторять на форумах. Прежде всего, прекратить скулёж про «неправильную страну». Всех, кто скулит особенно громко — про дрянные дороги, плохие машины и неправильный бензин, — я обычно спрашиваю: а лично вы, уважаемый мессир, производите что-то на уровне мировых стандартов? Хоть что-нибудь? Положительные ответы слышатся довольно редко. А надо не болтать, а попытаться самому сделать мир вокруг себя хоть на долю процентика лучше. Не сочтите за проповедь: я на самом деле так думаю.

А вот кто лично мне до смерти надоел, так это российские миллиардеры со своими футбольными клубами и интеллектом на уровне ё-мобиля. Тут точно нужен скандинавский налог. Или как в казино: отдайте-ка, ребята, 90% с вашего «заработка».

ЗиЛ, десятилетиями производивший надежные грузовики и отменные недорогие холодильники, вызывал у меня куда больше уважения, чем все «маруси», «волго-сайберы» и ё-мобили, вместе взятые.ЗиЛ, десятилетиями производивший надежные грузовики и отменные недорогие холодильники, вызывал у меня куда больше уважения, чем все «маруси», «волго-сайберы» и ё-мобили, вместе взятые.

Кстати, какой смысл ругать недалеких дурачков-футболистиков, вытряхнувших многозначные суммы в каком-то ненашенском кабаке? Ругать нужно тех, кто давал и продолжает давать этим клоунам такие деньги. Что-то мне подсказывает, что это деньги наши, народные. И что было бы куда правильнее, наконец, построить на них хоть одну нормальную дорогу — что шоссейную, что железную. Чтобы те же «сапсаны» смогли уже ходить на максимальной скорости, не опасаясь улететь под откос.

Хитрый котяра по фамилии Матроскин со своим высказыванием «Средства у нас есть. У нас ума не хватает!» войдет в историю.Хитрый котяра по фамилии Матроскин со своим высказыванием «Средства у нас есть. У нас ума не хватает!» войдет в историю.

А большие и даже огромные зарплаты вместо футболистиков и прочих шутов гороховых из комедиклабов пусть получает истинная российская элита — будь то хирург, пианист или академик. Кому завидно — учитесь на хирурга, пианиста или на академика такого же уровня. Если сможете.

Упомянутая в начале машина времени вряд ли сможет в ближайшее время возить экскурсии в прошлое. Но это не повод отказываться от опыта умных предков в настоящем.

Дороги и движение в СССР и царской России: что бы перенять?Фото: из архивов автораДороги и движение в СССР и царской России: что бы перенять?
Источник

Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!
Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: