Тряска на костях: ужасы и красоты трассы «Колыма»
Пожалуй, одна из самых запоминающихся командировок за мою журналистскую деятельность. А состоялась она благодаря невероятной авантюре, которую задумала и тщательно спланировала команда телевизионной производственной компании LAV Productions при поддержке Русского географического общества и фирмы Skoda. Цель — побить рекорд Гиннесса в номинации «Самый протяженный незакольцованный маршрут в границах одной страны». В первоначальном варианте участники должны были проехать 35 000 км, превзойдя, таким образом, достижение китайских путешественников. Но пока готовились, пальму первенства захватили индийцы, перекрывшие это расстояние на пару тысяч километров. И маршрут пришлось удлинять.
Автомарафон «Сокровенная Россия» стартовал в городе Никель, на границе Мурманской области с Норвегией. Участникам на автомобилях Skoda Yeti предстояло пересечь нашу страну с запада на восток, через восемь часовых поясов и 61 регион. К последнему этапу — от Якутска до Магадана — мне и посчастливилось присоединиться.
От Сахи
Трасса «Колыма» начинается не в Якутске, а на противоположном берегу Лены, в поселке Нижний Бестях. В теплое время года сюда из столицы Республики Саха (Якутия) ходит паром, зимой намораживают зимник. В межсезонье, пока не прекратится ледоход, автомобильное сообщение прерывается, и близлежащие населенные пункты оказываются отрезанными от большого города. Уже давно существует проект 19‑километрового моста через Лену. Поговаривают, что даже деньги на его строительство в бюджет закладывали… Но случился Крым — и все силы и средства бросили на строительство другого моста.
Поселок Хандыга носит имя реки. Название символическое: с якутского это слово переводится как «кровь бьет». В память о жертвах ГУЛАГа местные жители установили деревянный крест, опоясанный колючей проволокой.Поселок Хандыга носит имя реки. Название символическое: с якутского это слово переводится как «кровь бьет». В память о жертвах ГУЛАГа местные жители установили деревянный крест, опоясанный колючей проволокой.
Через несколько десятков километров после переправы асфальт заканчивается. И появится он уже только перед Магаданом. Две тысячи километров трассы «Колыма» — это грейдер, укатанная смесь щебня и глины с песком. Причем на протяжении всей дороги покрытие меняется от идеального — близкого к асфальту, на котором можно смело идти под сотню, - до непроходимого, где скорость падает до пешеходной, а Yeti, несмотря на 180 мм дорожного просвета, начинают жалобно скрести днищем.
Поселок Ытык-Кюёль — административный центр Таттинского улуса (района) Якутии. Один из динамично развивающихся населенных пунктов на трассе. Дороги в центре — с твердым покрытием, кое-где даже установлены светофоры.Поселок Ытык-Кюёль — административный центр Таттинского улуса (района) Якутии. Один из динамично развивающихся населенных пунктов на трассе. Дороги в центре — с твердым покрытием, кое-где даже установлены светофоры.
Материалы по теме
На полноприводных «Соболях» по трассе «Лена»: заговор шамана
Ужасно! И дело не в состоянии дороги. Наоборот, надо отдать должное местным дорожникам. При скромных средствах, которые выделяет федеральный бюджет на содержание этой трассы, и в сверхсуровых климатических условиях они ухитряются поддерживать дорогу в проезжем, рабочем состоянии, а на все катаклизмы реагируют с космической быстротой. Не по себе становится от другой мысли — что едешь… по человеческим костям. К черту образы — в буквальном смысле! Когда в тридцатые годы прошлого века силами заключенных прокладывали Колымский тракт, людей тысячами закапывали в насыпь. Закапывали их же товарищи по кайлу и лопате. Закапывали, чтобы остаться в живых. Ведь за неучтенного умершего продолжали выдавать пайку, которая позволяла выжить тем, кто еще продолжал бороться за жизнь.
Стоп! На одной из машин пробито колесо. Поначалу даже в радость — можно отвлечься от тяжких мыслей и размяться. Но когда на ста километрах вынужденный пит-стоп случается трижды, такая развлекуха быстро перестает доставлять удовольствие. Тем более что в число тех, кто тормозил караван, попал и я, причем дважды. Недаром многие частные перевозчики активизируются, когда ложится снег: он и неровности сглаживает, и летающие камни стреноживает.
Острые камни, угрожающие шинам, не единственная трудность для покорителей Колымы. Куда неприятнее пыль, которую поднимает идущий впереди автомобиль. В этом шлейфе видишь в лучшем случае на несколько десятков метров вперед. Такая езда выматывает. Пару сотен этих кошмарных километров я с удовольствием променял бы на тысячу по обычному асфальту.
Через реки, горы и долины
Еще одна водная преграда на пути — Алдан. Это правый приток Лены, и в том месте, где устроена паромная переправа, эта река тоже довольно широкая. Когда тут появится мост, неизвестно. А ведь эта федеральная трасса — единственная ниточка, которая связывает два крупных города и является фактически дорогой жизни для немногочисленных, но все-таки населенных пунктов между ними.
Трассу «Колыма» в последние годы активно реконструируют. Наиболее опасные участки перестроили, расширили, установили знаки и отбойники. Кроме того, ввели в строй несколько новых мостов.Трассу «Колыма» в последние годы активно реконструируют. Наиболее опасные участки перестроили, расширили, установили знаки и отбойники. Кроме того, ввели в строй несколько новых мостов.
Таких, например, как Хандыга, где наша группа останавливалась на один из ночлегов. Не ждите красочного описания этого поселка, основанного в конце тридцатых годов прошлого века как лагерный пункт для нужд большой стройки. В день нашего приезда тут праздновали День города, и нам настоятельно рекомендовали не совершать вечерний променад. Поэтому мои впечатления ограничились маленькой комнатой жилой квартиры (о гостинице даже разговор не шел), где мы ночевали втроем с коллегами. В голове всплыли детские воспоминания о том, как мы ютились на девяти метрах в коммуналке. Вернулся в прошлое.
Памятник экипажу разбившегося бомбардировщика А‑20 Бостон. Эти самолеты поставляли нам по ленд-лизу, а перегоняли их с Аляски советские летчики. А этот бомбардировщик был одним из полусотни самолетов, которые не долетели до точек базирования. За годы войны Америка передала СССР 4800 таких самолетов.Памятник экипажу разбившегося бомбардировщика А‑20 Бостон. Эти самолеты поставляли нам по ленд-лизу, а перегоняли их с Аляски советские летчики. А этот бомбардировщик был одним из полусотни самолетов, которые не долетели до точек базирования. За годы войны Америка передала СССР 4800 таких самолетов.
В 70 километрах от Хандыги расположен поселок Теплый Ключ. В нем находится аэродром, который использовали во время войны в качестве перевалочной базы для перегона американских бомбардировщиков, поставлявшихся по ленд-лизу, с Аляски к месту боевых действий. Долгое время аэродром не работал, но недавно отсюда стали летать пассажирские самолеты. Из-за отсутствия конкуренции билеты дорогие — полет до Якутска, на расстояние меньше 500 км, обойдется в 8000 рублей. А не так давно просили в полтора раза больше.
Заброшенный прииск имени 25 лет Октября, рядом один из поселков‑призраков. Несколько лет назад, когда прииск признали нерентабельным, жители стали переселяться в другие поселки и города. Остались несколько отмороженных старателей. Они собрали из уцелевших запчастей бульдозер и продолжают поиски в надежде встретить крупный самородок.Заброшенный прииск имени 25 лет Октября, рядом один из поселков‑призраков. Несколько лет назад, когда прииск признали нерентабельным, жители стали переселяться в другие поселки и города. Остались несколько отмороженных старателей. Они собрали из уцелевших запчастей бульдозер и продолжают поиски в надежде встретить крупный самородок.
Материалы по теме
Глава Росавтодора рассказал, почему дороги в России такие дорогие
За Теплым Ключом заливные луга сменились пейзажами Верхоянского хребта. Эта горная цепь простирается по Якутии на 1200 км и состоит из десятков хребтов, из которых иные выше 2000 метров. Путь через горы начинается с перевала Заячья Петля. Пожалуй, одно из самых красивых мест на земле. А чуть дальше расположены два самых опасных места на этой трассе — Желтый и Черный прижимы. Это участки трассы, вырубленные в скале на высоте 120 метров над рекой Восточная Хандыга. И вырублены они кирками заключенных, без применения техники. Дорога здесь чрезвычайно узкая — не шире четырех метров, а этого недостаточно для разъезда двух автомобилей. С одной стороны — гора, с другой — пропасть. Разминуться со встречным можно, лишь сдав назад до ближайшего кармана. Кроме того, из-за сходов грунтовых вод и гололеда машины нередко соскальзывали в пропасть. Видимо, местная аура настолько привыкла к постоянным смертям, которыми она питалась во время строительства трассы, что жаждала новых и новых жертвоприношений.
Трассу часто размывает, но дорожники быстро восстанавливают разрушенные природой участки. В 2013 году паводок уничтожил 109 км дороги между Ытык-Кюёлем и Хандыгой. На две недели автомобильное движение прекратилось.Трассу часто размывает, но дорожники быстро восстанавливают разрушенные природой участки. В 2013 году паводок уничтожил 109 км дороги между Ытык-Кюёлем и Хандыгой. На две недели автомобильное движение прекратилось.
Впрочем, опасными прижимы остались в прошлом веке — уже в 2000‑е годы эти участки расширили. На всем их протяжении легко разъезжаются два грузовика, установлены отбойники и новые знаки. А мы так и вовсе ехали по уже реконструированному участку — одному из наиболее комфортных и безопасных на трассе «Колыма».
Прогноз погоды
«Колыма» — трасса, на которой время прибытия в заданную точку нельзя рассчитать с точностью до часа. Нам повезло, что не выбились из графика, хотя предпосылки к этому были. Могли зависнуть на день в поселке Усть-Нера, примерно посередине между Якутском и Магаданом. В 300 километрах от него размыло трассу, и в сторону поселка не могли пройти бензовозы. Поэтому бензин на заправках отпускали строго по 20 литров на машину — а с таким запасом отправляться в путь опасно.
«Колыма» не только самая трудная и опасная федеральная трасса, но еще и самая красивая. Таких фантастических пейзажей, от которых невозможно оторвать взгляд, нет, пожалуй, нигде.«Колыма» не только самая трудная и опасная федеральная трасса, но еще и самая красивая. Таких фантастических пейзажей, от которых невозможно оторвать взгляд, нет, пожалуй, нигде.
Спасибо местным — выручили. И мы, пускай и с двухчасовым опозданием, двинулись дальше. Если не брать в расчет этот коллапс, с топливом на всем протяжении трассы особого дефицита нет. Заправки, конечно, находятся на приличном отдалении друг от друга — между некоторыми по нескольку сотен километров. Удобных раздаточных колонок и придорожных магазинчиков, как на других федеральных трассах, не ждите. Цены на бензин ненамного выше средних по стране: за литр АИ‑95 просят от 45 до 55 рублей.
В дождь ехать лучше: нет пылевой завесы. Правда, из-под колес начинает лететь грязь — через час-два езды машины становятся однотонными. Даже стоп-сигналов не видно. Приходится останавливаться, чтобы помыть стекла и светотехнику. Но вести машину в таких условиях все равно намного комфортнее.
Сусуман — поселок золотодобытчиков, получивший в пятидесятые годы статус города. C 1981 года тут действует уникальная Северная испытательная станция автомобильной техники. И сегодня она располагает всем необходимым для испытаний и доводки автомобилей в условиях Крайнего Севера.Сусуман — поселок золотодобытчиков, получивший в пятидесятые годы статус города. C 1981 года тут действует уникальная Северная испытательная станция автомобильной техники. И сегодня она располагает всем необходимым для испытаний и доводки автомобилей в условиях Крайнего Севера.
Материалы по теме
Гоним Land Rover Discovery на Колыму
В эдакой «защитной раскраске» мы прибыли в Сусуман, расположенный на берегу реки Берелёх (бассейн Колымы). В тридцатые годы тут в местных реках обнаружили рассыпное золото, а в 1937‑м силами заключенных ГУЛАГа началось активное строительство поселка. Сейчас тут проживает около 5000 человек, и численность населения постоянно уменьшается. Берелёхский микрорайон на окраине Сусумана почти полностью вымер — жилыми остались всего несколько домов.
Пока коллеги увлеклись съемкой построек с зияющими глазницами окон, я забежал в местный магазин. Разговорился с продавщицей. Она оказалась преподавателем химии. В 2004-м за несколько дней до начала учебного года поступило распоряжение местных властей о закрытии школы. Детишек перевели в другую — в центре Сусумана, а преподавательский состав распустили. Кто-то уехал на материк, кто-то нашел другую работу… На прощание она угостила меня местными тепличными огурцами. Вкусные!
Первые полтыщи километров трассы — равнинный участок. Тут встречаются типичные якутские скотоводческие поселки. Основной домашний скот — местные коровы и лошади.Первые полтыщи километров трассы — равнинный участок. Тут встречаются типичные якутские скотоводческие поселки. Основной домашний скот — местные коровы и лошади.
Берелёх не единственный мертвый город на трассе «Колыма». За последние годы их число увеличилось. Люди уезжают в поисках лучшей жизни, а строения остаются на растерзание местным ветрам и морозам. Кстати, один из наиболее известных на трассе городов‑призраков — Кадыкчан. Он возник в годы войны как рабочий поселок при предприятии по добыче угля. Шахту и жилые строения, естественно, возводили заключенные, в рядах которых был писатель Варлам Шаламов.
На подъезде к Магадану становится необъяснимо грустно. Хочется развернуться и проехать еще раз всю трассу. И не только потому, что многие интересные объекты остались неохваченными. Колыма обладает аномальной притягательной силой. Побывав в этих местах, обязательно сюда вернешься. Причем по собственной воле.
Фото: Максим Сачков и Skoda
Тряска на костях: ужасы и красоты трассы «Колыма»Тряска на костях: ужасы и красоты трассы «Колыма»