Tesla плюс Осло: как «электрифицировалась» Норвегия
Электромобили легко узнать по номеру: EL — это фактический пропуск всюду!Электромобили легко узнать по номеру: EL — это фактический пропуск всюду!
Есть такая старая шутка: мол, существует 48 причин, по которым я не играю в казино, и первая из них — у меня на это нет денег. Провожу аналогию. Существует множество причин, по которым лично я никогда не куплю автомобиль Тесла. Но попробуйте навскидку угадать страну, в которой электромобили занимают аж 23% среди всех проданных в прошлом году машин.
Угадать, по-моему, невозможно: вопрос на чистое знание. Это — Норвегия. Мягко говоря, не самая теплая страна на свете. С ее высоченными ценами и налогами. И с НДС в 25%. Однако же сегодняшний бестселлер в Норвегии — именно Tesla Model S стоимостью 70 тыс. евро.
Регистрация электромобилей в Норвегии по годам: рост очевиденРегистрация электромобилей в Норвегии по годам: рост очевиден
Чем же завлекли норвежцев? В первую очередь, как ни странно, — ценой! Давайте считать. Упомянутый НДС за машины на батарейках платить не надо, то есть четверть цены вы уже отыграли. Для сравнения: классический конкурент вроде BMW 640d xDrive Gran Coupe после уплаты всех налогов и сборов обойдется жителю Осло примерно в 140 тыс. евро! Налицо — двойная разница.
Это еще не все. Норвежцы платят огромные налоги на регистрацию машины, которые могут доходить до пятизначной суммы. Но за машину, у которой эмиссия СО2 отсутствует, его платить тоже не надо. Вот и получается, что покупка и регистрация электрического Гольфа в Норвегии обойдется в 30 тыс. евро, что дешевле базовой версии с бензиновым мотором и сравнительно бедной комплектацией!
Карта фирменных экспресс- (обозначены красными пиктограммами) и обычных (серые пиктограммы) зарядных станцийКарта фирменных экспресс- (обозначены красными пиктограммами) и обычных (серые пиктограммы) зарядных станций
Проблем с розетками здесь нет. Собственно, розетки тут используют давно — для зимних прогревов. Электричество в Норвегии гораздо дешевле, чем в среднем по Евросоюзу. При этом его вырабатывают ГЭС: сжигать уголь не надо (кстати, нефть и газ норвежцы добывают сами). Наконец, имеет значение лимит скорости — 100 км/ч по автостраде. Это не позволяет высаживать батарею в ноль чрезмерным лихачеством, а потому реальные пробеги е-мобилей становятся не такими уж и маленькими.
Обладатель электрокара имеет право двигаться по выделенным автобусным полосам, не платить за парковки, не оплачивать проезд по платным магистралям, бесплатно пользоваться паромами… Наконец, есть политический подтекст: мы уже сообщали, что согласно национальному плану автомобилизации, начиная с 2050 года продажа новых авто с ДВС (кроме грузовых) будет, скорее всего, запрещена!
Так выглядят фирменные зарядные станции TeslaТак выглядят фирменные зарядные станции Tesla
Остается лишь вспомнить о том, что Норвегия сама по себе небольшая (67-е место по площади в мире), а потому в повседневной жизни среднему норвежцу (почти 80% из них обитают в городах) нет никакой нужды рассчитывать на поездки в тысячи километров, а также в какие-либо забытые Богом терра инкогнита.
И все же странно все это. Ведь хорошо известно, что одним из главных недостатков электромобилей является их прожорливость по части микроклимата в салоне: что печка, что кондиционер «кушают» очень прилично. Следовательно, имеет место целенаправленная политика поддержки именно такого вида транспорта, который применительно к Норвегии действительно можно считать экологически чистым.
Выделенная полоса? Очень хорошо: вот здесь и поеду!Выделенная полоса? Очень хорошо: вот здесь и поеду!
Впрочем, лично я убежден, что все эти завлекалочки — временная мера, которую нетрудно претворять в жизнь при небольшом общем количестве электромобилей. Как только их станет больше, карета тут же превратится в тыкву…
Какое нам дело до всего этого? Да просто интересно.
Фото: компании-производители
Tesla плюс Осло: как «электрифицировалась» Норвегия
Tesla плюс Осло: как «электрифицировалась» Норвегия