Штрафы у них и у нас: кнут без пряника

Среди наших соотечественников бытует мнение о тяжкой доле российского автомобилиста. Мол, система слишком суровая и условия становятся только хуже: штрафы повышают, парковка дорожает, эвакуацию поставили на поток, да еще и количество камер фото- и видеофиксации растет. Каждый раз, садясь в такси, я морально готов к тому, что водитель в очередной раз озвучит такую точку зрения. Дескать, если камеры ставят, то только для того, чтобы обобрать нашего брата. О культуре вождения никто и не задумывается. Такое впечатление, что водителей кто-то заставляет нарушать, а машина правосудия тут как тут — не упустит шанса нахлобучить громадным штрафом.

Непробиваемые головы

Как-то разговорился с попутчиком в вагоне поезда. Мужчина средних лет, что называется, из глубинки, узнав где я работаю, задал вопрос:

— Зачем повысили штрафы за непристегнутый ремень безопасности?

— Для безопасности, — отвечаю я. — Чтобы не забывали пристегиваться.

А в ответ слышу:

— Вот у меня Жигули, и пусть лучше я вылечу через лобовое стекло при лобовом столкновении, чем меня зажмет в машине.

То есть человек был уверен, что разбить головой лобовое стекло и пролететь несколько метров, упав на асфальт (если повезет) для него менее травмоопасно. Если водитель в шлеме, то возможно. Или в стельку пьян, ведь не зря же говорят, что пьяному море по колено. Но искренне надеюсь, что таких в России все меньше. Как меньше и автомобилей, необорудованных подушкой безопасности водителя. Уж она точно не позволит пилоту полетать.

Выход простой — не нарушать. Понимаю, что в реальности это сложно. Согласитесь, что в глухом переулке спального района, где проезжает один автомобиль в 10 минут, мало кто будет плестись до ближайшей «зебры», чтобы перейти дорогу, хотя не мешало бы. Но это одна крайность. Есть и другая, когда человек пытается перебежать многополосное Садовое кольцо в неположенном месте или даже МКАД, подвергая опасности не только свою жизнь. Если не срабатывает инстинкт самосохранения, возможно возымеет действие крупный штраф. Но такой ли он крупный?

К слову, я и сам порой получаю «письма счастья» за небольшие превышение скорости. Нарушил — заплатил штраф, сам виноват. Но злостным нарушителем себя не считаю и притесненным не чувствую. Запаса в 20 км/ч сверх установленного скоростного лимита вполне достаточно, чтобы вовремя снять ногу с педали акселератора. Ну, а то, что камеры обучают все новым видам нарушений (выбрасывание мусора из окна автомобиля, езда без обязательного ближнего света фар, несоблюдение разметки), так это только на пользу. По крайней мере, законопослушным водителям. Ведь многие нарушения провоцируют заторы или усугубляют их. Когда в большом городе один водитель экономит для себя несколько секунд времени, поворачивая не из крайнего ряда или паркуясь вторым рядом, всегда страдает кто-то другой. Движет такими нарушителями либо банальное хамство и безразличие к окружающим, либо непонимание процессов на дороге. Впрочем, на эту тему готовит материал мой коллега, Илья Пименов. Я же слегка отвлекся.

Их нравы

Давайте-ка сравним штрафы за те или иные проступки на дороге у нас и за рубежом. Точнее, в Европе, по дорогам которой время от времени колесит немало наших соотечественников. Наказания за самые распространенные нарушения сведены в таблицу. Для сравнения все штрафы приведены в евровом эквиваленте (по курсу ЦБ РФ на 26.07.2016 из расчета 1 евро = 71,21 руб.).

 

РоссияПольшаЧехияАвстрияГерманияФранцияИспания
Превышение скорости0–20 км/ч — 0;

20–40 км/ч — 7;

40–60 км/ч — 14–35;

60–80 км/ч — 28–70/лишение в/у;

80+ км/ч — 70/лишение в/у

0–10 км/ч — 12;

10–20 км/ч — 23;

20–30 км/ч — 46;

30–40 км/ч — 69;

40–50 км/ч — 92;

50+ км/ч — 115/лишение в/у

0–20 км/ч — 49;

20–30 км/ч — 46–93**;

30–40 км/ч — 93;

40–50 км/ч — 93–370;

50+ км/ч — 185–370/лишение в/у

0–20 км/ч — 21–50**;

20–25 км/ч — 29–70;

25–30 км/ч — 36–90;

30–40 км/ч — 70–160;

40–50 км/ч — 150–2180;

60+ км/ч — лишение в/у

0–10 км/ч — 10–15**;

10–15 км/ч — 20–25;

15–20 км/ч — 30–35;

20–25 км/ч — 70–80;

25–30 км/ч — 80–100;

30–40 км/ч — 120–160/лишение в/у;

40–50 км/ч — 160–200/лишение в/у;

50–60 км/ч — 240–280/лишение в/у;

60–70 км/ч — 440–480/лишение в/у;

70+ км/ч — от 600/лишение в/у

0–20 км/ч — 68;

20–50 км/ч — 135;

50+ — 1500

От 100 до 600 Евро***/лишение в/у
Парковка, повлекшая создание препятствий для движения других участников движения28 (в Москве 42)23От 90От 36От 20От 17От 200
Неоплаченная парковка351237–743610–301748
Переход улицы в неположенном месте7518,5Н.д.10480–200
Пользование телефоном без системы hands-free за рулем1146405040135300
Стоимость одного часа парковкиВ Москве: 0,56–1,810,69–30,37–1,481–42–31–32–3
допустимая концентрация алкоголя в организме водителя, мг/л*0,16 — от 4180,045;

0,045–0,09 — штраф 115/изъятие в/у;

0,09+ — арест

0 — от 4000,225 — от 3000,225 — от 5000,09 — от 1350,225 — от 300

* В КоАП РФ предусмотрен порог в 0,16 мг/л выдыхаемого воздуха, что соответствует 0,36 промилле — это трехкратная погрешность измерительной аппаратуры.
** Размер штрафа зависит от того, где совершено нарушение: город или трасса.
*** Зависит не только от величины превышения, но и от действующего ограничения скорости.

Местный колорит

Правила дорожного движения везде разные, и здесь требуется уточнение. К примеру, в Польше за переход дороги в неположенном месте с вас возьмут 20 злотых, а за остановку или замедление без видимых причин во время перехода проезжей части — 50 злотых (почти 12 Евро). У нас же это даже не считается нарушением. Хотя происходит часто. Причина тому, как правило, мобильный телефон в руках, на который отвлекается пешеход. Да и водители грешат тем же. К слову, в российских Правилах есть запрет на использование телефона за рулем без устройства громкой связи. Штраф составляет 1500 рублей, то есть 10,87 Евро. В Европе за такой же проступок в лучшем случае с вас возьмут в четыре раза больше.

А вот, к примеру, в центре Вены за переход в неположенном месте вряд ли оштрафуют. Нет, само наказание предусмотрено законодательством, но полиция обычно закрывает на это глаза, чтобы не распугивать туристов. Водители там дисциплинированные, а трафик умеренный, так что количество происшествий с пешеходами мизерное.

Допустимый уровень алкоголя в крови водителя тоже везде разный. Практически везде существует прогрессивное наказание, когда за повторное нарушение штраф вдвое, а то и втрое больше, плюс арест и пожизненное лишение водительских прав. Где-то учитывается стаж и возраст. В Германии, если водитель даже в допустимым уровнем алкоголя, попал в аварию, он автоматически признается виновником и тоже выплачивает крупный штраф.

Полицейский обнаружил неправильно запаркованный автомобиль на одной из улиц Праги, и выписывает штрафную квитанцию.Полицейский обнаружил неправильно запаркованный автомобиль на одной из улиц Праги, и выписывает штрафную квитанцию.

Что касается дорожного сервиса, то картина схожая. К примеру, транспортный налог у нас обязаны платить только собственники машин, зарегистрированных в России. То есть иностранец, въехавший на территорию РФ на своем автомобиле, зарегистрированном в Германии, российский бюджет не пополнит. Если только не пробудет у нас достаточно долго. А в некоторых европейских странах, таких как Австрия, Швейцария, Чехия и др., все без исключения водители обязаны приобретать и наклеивать на лобовое стекло автомобиля специальный стикер — виньетку. Даже если въезжают на территорию страны всего на пару дней. Так организован дорожный сбор. Купить такой стикер можно на приграничной заправке или в специальных киосках. К примеру, австрийская виньетка на 10 дней обойдется в 8,80 евро, а годовая — 85,70 евро. А теперь сравните с тем, что платите вы. К слову, средний транспортный налог в России не превышает 2500 руб. (35 руб.).

С платной парковкой у нас, так и вовсе рай по сравнению с европейскими странами. Во-первых, уличные паркоматы у них редко принимают к оплате банковские карты, а некоторые даже сдачи не выдают. То есть при себе необходимо иметь нужное количество монет. А в Москве парковку можно оплатить либо в ближайшем паркомате с помощью банковской карты, через терминалы «Элекснет» и «КИВИ», либо с помощью мобильного телефона (через СМС, USSD или в специальном приложении). Причем сколько оплатил, столько и стой. Зоны платной парковки везде обозначены одинаково: знаком и разметкой. В Европе есть нюансы. К примеру, в Праге они могут обозначаться оранжевой, зеленой или синей разметкой. В первой нельзя стоять больше двух часов даже при условии оплаты, во второй — не более шести часов, ну а в синей зоне, если у вас нет специального разрешения, максимум 3 минуты. Или на колесе образуется башмак, как на этом автомобиле из Словении.

Без специального разрешения заезжать в синюю зону парковки в Праге нельзя. Водитель из Словении, видимо, этого не знал.Без специального разрешения заезжать в синюю зону парковки в Праге нельзя. Водитель из Словении, видимо, этого не знал.

Хотя, справедливости ради, отмечу, что в той же Праге много зон в центре города, где ночная парковка бесплатна. Ближе к окраине платных зон все меньше. Есть и перехватывающие парковки возле некоторых станций метро, как у нас, но на ночь они закрываются, и забрать автомобиль можно только утром. За соблюдением правил парковки следят полицейские. Если вы не положили чек об оплате на видное место под стекло вашего автомобиля, штраф неминуем.

В Вене независимо от района города можно оставить автомобиль в зоне платной стоянки бесплатно на 15 минут. Для этого под стекло нужно положить квиток, указав время начала парковки. Если по истечении 15 минут, вы не вернетесь к автомобилю, извольте выложить пару десятков евро. Многие австрийцы хитрят: если поблизости не видно полицейских, указывают на 5 минут больше, но погоды это не делает. Кстати, если припаркованный автомобиль мешает проезду, то штраф будет в разы больше — 122 Евро! Машину, конечно, отправят на штраф-стоянку.

В Вене можно оставить автомобиль в зоне платной парковки бесплатно, но только на 15 минут. Для этого необходимо указать время начала стоянки на специальной квитанции и положить ее на видном месте под стеклом. Не успеете уехать вовремя — штраф.В Вене можно оставить автомобиль в зоне платной парковки бесплатно, но только на 15 минут. Для этого необходимо указать время начала стоянки на специальной квитанции и положить ее на видном месте под стеклом. Не успеете уехать вовремя — штраф.

У нас же все автоматизировано: информация об оплате попадает в базу ЦОДД. Нет необходимости оставлять на передней панели талон, который еще нужно где-то найти, — удобно! За неоплаченную парковку фиксированный штраф. Стоимость часа стоянки в столице варьируется от 40 до 130 рублей. Попробуйте-ка запарковаться в какой-нибудь европейской столице за такие деньги. Минимум 1,75 Евро, но такую зону еще нужно поискать. В основном — 3 евро/час. В Лондоне для борьбы с пробками используют еще и платный въезд в центр города.

В небольших европейских городах, особенно в зонах скопления туристов, парковщик найдет вас сам. Некоторые перемещаются для удобства на велосипедах. В таких случаях оплата не почасовая, а за место. Оплатили и можете оставить машину хоть до вечера.В небольших европейских городах, особенно в зонах скопления туристов, парковщик найдет вас сам. Некоторые перемещаются для удобства на велосипедах. В таких случаях оплата не почасовая, а за место. Оплатили и можете оставить машину хоть до вечера.

Безусловно, нельзя забывать и о сложной экономической обстановке и о разном уровне достатка. Но прямой зависимости все же нет. Штрафы в Европе тем больше, чем чаще происходит то или иное нарушение. И я на собственном опыте знаю, что среди европейских водителей именно испанцы и отчасти итальянцы наименее дисциплинированные. К слову, по статистике Международной организации труда средняя зарплата в Австрии составляет сегодня примерно 3120 Евро, а в Испании, где штрафы одни из самых драконовских, лишь 1800 Евро. В Польше и вовсе менее 1000 Евро. В России — чуть больше 500 Евро, хотя в столице, по данным Мосгорстата, в мае этого года средняя заработная плата достигла 74 733 руб. (1050 евро).

В Европе нет официального гандикапа в 10 или 20 км/ч. Хотя некоторые радары откалиброваны с небольшим запасом, чтобы исключить погрешность прибора. Поэтому многие местные водители слегка превышают: в городе на 5 км/ч, за городом — на 10 км/ч. Но если за превышение вас остановил полицейский, то будьте уверены: даже несколько километров в час сверх лимита придется оплатить. Негражданам Евросоюза тем более лучше не рисковать, потому что штраф на иностранцев накладывается сразу и оплачивается на месте. Несогласны — в суд. Автомобиль при этом могут и задержать.

Во многих небольших городах или деревеньках Европы, на въезде установлен радар, который тут же демонстрирует на дисплее скорость приближающегося автомобиля. Скоростной лимит в черте города — 50 км/ч и никаких «бесплатных» +20 км/ч!Во многих небольших городах или деревеньках Европы, на въезде установлен радар, который тут же демонстрирует на дисплее скорость приближающегося автомобиля. Скоростной лимит в черте города — 50 км/ч и никаких «бесплатных» +20 км/ч!

Поэтому даже без учета финансовой составляющей, условия европейских автомобилистов порой жестче, чем в России. За рубежом больше поводов лишиться водительского удостоверения и собственно, автомобиля. С другой стороны, и культура вождения там разительно отличается от нашей. В лучшую сторону, конечно. Обгон справа для европейского водителя — дикость. Но и левый ряд при свободных правых никто занимать не будет. Перемещаться по европейским дорогам — одно удовольствие, и нарушать не хочется.

***

Безусловно, работать над повышением культуры на дорогах необходимо комплексно, начиная с автошкол. Повышение штрафов и распространение камер фото- и видеофиксации — лишь часть этой работы. Но если эта часть поможет угомонить злостных нарушителей, сделав тем самым наши дороги более безопасными, почему бы и нет. Ведь законопослушных участников дорожного движение это никак не затронет, а для «почти законопослушных», к коим относится и автор, — лишний повод быть внимательнее за рулем.

Штрафы у них и у нас: кнут без пряника

Штрафы у них и у нас: кнут без пряника
Источник

Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!
Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: