Миноискатель Листва: жарим вражьи микросхемы
Ни одного орудийного или пулеметного ствола, на броне только генераторы и антенны. Сейчас несколько экземпляров Листвы переданы в войска для опытной эксплуатации. Их призвание — расчищать маршруты следования подвижных грунтовых ракетных комплексов Тополь, Тополь-М и Ярс от мин. После принятия на вооружение Листва будет служить в ракетных войсках стратегического назначения.
Спереди установлена рама с телескопическими штангами. На ней монтируют широкозахватный поисковый модуль для обнаружения мин.Спереди установлена рама с телескопическими штангами. На ней монтируют широкозахватный поисковый модуль для обнаружения мин.
МДР 15М107 Листва
Производитель Краснодарский приборный завод «Каскад»
Шасси СБК‑60‑К2 «Булат» с несущим броневым корпусом и узлами грузовика КАМАЗ‑53501
Длина / ширина / высота / база 8900 (11 100)* / 2500 (3960) / 3350 (4740) / 4660 мм
Масса 20 000 кг
Двигатель КАМАЗ‑740, дизельный, V8, 16 клапанов, 10 850 см³; 176,5 кВт/240 л.с. при 2250 об/мин; 912 Н·м при 150 об/мин
Максимальная скорость 60 км/ч
Трансмиссия полный привод 6×6; М12
*В скобках — данные для машины с поднятыми антеннами и разложенными выносными устройствами.
Броне рама не нужнаВ составе оборудования Листвы есть и бортовая, и переносная аппаратура постановки радиопомех.В составе оборудования Листвы есть и бортовая, и переносная аппаратура постановки радиопомех.
Обхожу ощетинившуюся антеннами машину и поочередно открываю тяжелые бронированные двери изолированных отсеков. Первым делом карабкаюсь в проем по левому борту и сажусь на мягкое сиденье с механической продольной регулировкой и пневматической регулировкой по высоте — это место водителя-электромеханика. По меркам бронетехники здесь просторно и удобно!
Обзорность хорошая, приборы и органы управления знакомые. Пожалуй, управлять Листвой сможет любой более-менее опытный водитель, ведь шасси сделано на базе бронеавтомобиля СБК‑60‑К2 и широко унифицировано с трехосным армейским грузовиком КАМАЗ‑53501. Те же двигатель, коробка передач, мосты, детали подвески и рулевого управления, система централизованной подкачки шин, схема полного привода 6×6. Принципиальная разница в том, что у Листвы нет рамы — это машина с капотной компоновкой и несущим кузовом, или, по-армейски, с несущим бронированным цельносварным корпусом. Сдается мне, что его жесткости на кручение позавидует любой гражданский автомобиль.
Слева — рабочее место водителя-электромеханика, справа — командира.Слева — рабочее место водителя-электромеханика, справа — командира. В корме машины дистанционного разминирования тоже есть дверь…В корме машины дистанционного разминирования тоже есть дверь… …за которой — просторный отсек для двух саперов и инженерного имущества.…за которой — просторный отсек для двух саперов и инженерного имущества.
Сиденье водителя вполне удобное, предусмотрена даже регулировка по высоте с пневмоприводом.Сиденье водителя вполне удобное, предусмотрена даже регулировка по высоте с пневмоприводом.
Броня позволяет защитить экипаж от пуль калибра 12,7 мм со стальным термоупрочненным сердечником. Кроме того, днище выдерживает воздействие взрыва мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте, а крыша — подрыв гранаты Ф‑1 на поверхности брони.
Экскурсию по салону продолжаю правым бортом: здесь место командира, который занимает сиденье с мягкими подушкой и спинкой. Под ветровым стеклом на панели полно приборов в массивных металлических корпусах с неубиваемыми разъемами электропроводки. Эй, поколение «некст», полюбуйтесь на электронику в исполнении «военная приемка»! Вызывает уважение, не правда ли? А еще у командира есть розетка и откидной стол с металлической крышкой. Не знаю, к какому классу защиты относится, но штык-ножом точно не пробьешь.
Еще одна дверь с правой стороны машины — вход в царство оператора. Здесь нет окна, везде приборы, даже на потолке. Но не тесно, и посадка-высадка не вызывает проблем, несмотря на то что проникать в машину приходится снизу вверх. Наконец, отсек со стороны кормы — он оборудован двумя сиденьями попроще. Это место дислокации двух саперов с имуществом для поиска мин и их обезвреживания вручную.
Если провести аналогию с гражданской техникой, Листва — машина с полным набором опций. Она оснащена двумя отопителями, кондиционером, индивидуальными светильниками и вентиляторами для всех членов экипажа. Можно жить!
Проем лишь кажется узким, посадка и высадка не вызывают проблем.Проем лишь кажется узким, посадка и высадка не вызывают проблем. За второй дверью правого борта скрывается аппаратная оператора Листвы.За второй дверью правого борта скрывается аппаратная оператора Листвы.
Материалы по теме
Тест БТР‑82А: универсал в броне
Зажарим микросхемы
Экипаж на месте. Пускаем дизель — поехали!
С этого момента Листва ищет мины в автоматическом режиме. В передней части машины стоит рама, на которой монтируют широкозахватный поисковый модуль из шестнадцати индукционных датчиков, объединенных панелями. Вот поисковая система «унюхала» в земле металл — стоп, Листва автоматически останавливается. На блоке индикации внутри кабины срабатывает сигнализатор датчика, нашедшего взрывоопасный предмет. Разумеется, аппаратура имеет дискриминатор и не реагирует на металлический мусор. После этого Листва подает назад на безопасное расстояние — и в работу вступают СВЧ-установка и параболическая антенна на крыше. Почти микроволновка, только жарим не курочку, а вражьи микросхемы! Мощное излучение выводит из строя электронную радиоаппаратуру дистанционного подрыва мин. Естественно, можно не только нейтрализовать одиночный заряд, но и сделать проход в минно-взрывном заграждении. Однако это только часть талантов Листвы.
Антенна СВЧ-излучения в боевом положении. Она способна обезвреживать мины на дистанции.Антенна СВЧ-излучения в боевом положении. Она способна обезвреживать мины на дистанции.
Материалы по теме
Броня крепка и танки — наши! Премьеры парада Победы
Что делать, если мину нельзя обезвредить излучением? Помимо СВЧ-установки на борту есть еще генератор электромагнитных импульсов со своими антеннами. Его излучение вызывает подрыв мин с электронным управлением. Разумеется, это делают с безопасного расстояния. А если взрывать нельзя, скажем, из-за опасности разрушения моста на пути следования? Тут уж придется разминировать вручную — для этого в боевой расчет и входят два сапера. Они же занимаются поиском и обезвреживанием мин с неметаллическим корпусом или нажимным взрывателем.
Листва готова служить как в составе групп обеспечения движения, так и непосредственно в колонне с ракетными комплексами. В первом случае разведка маршрута ведется заблаговременно, во втором — в ходе выдвижения подвижного грунтового ракетного комплекса к стартовой позиции. Машина умеет искать мины на скорости 15 км/ч и выше, что позволяет поддерживать высокий темп движения колонны. Она работоспособна при температуре от —50º до +45º, влажности воздуха до 98% и скорости ветра до 25 м/с.
Листва может работать на маршруте как в составе группы обеспечения движения, так и самостоятельно расчищая путь установкам Тополь-М и Ярс.Листва может работать на маршруте как в составе группы обеспечения движения, так и самостоятельно расчищая путь установкам Тополь-М и Ярс.
Три вопроса от гражданских
— Зачем на борту Листвы аж два передатчика радиопомех?
— Один — стационарный, другой — переносной, для саперов из экипажа. При разведке в составе группы разминирования помеха предотвращает непреднамеренный подрыв радиоуправляемых взрывоопасных предметов.
— Говоря о минах, военные часто называют их непонятными словами. Что они значат?
— Всё просто. Аббревиатурой ВОП обозначают взрывоопасные предметы, а МВЗ — минно-взрывные заграждения.
— Слышал, что при обезвреживании противотанковых мин саперы пользуются кошкой (приспособление в виде небольшого якоря с тремя и более лапами). Зачем?
— Нередко под противотанковой миной заложен «сюрприз» — противопехотная мина нажимного действия. Снимешь с нее груз — рванет. Поэтому большой заряд лучше сдергивать кошкой с безопасного расстояния.
Миноискатель Листва: жарим вражьи микросхемы
Фото: Георгий Садков и МО РФ
Миноискатель Листва: жарим вражьи микросхемы