Как построить автодром Формулы 1 (и почему в Сочи скучно)

Многие трассы, прокладываемые непосредственно по улицам городов, изобилуют банальными поворотами под прямым углом. В Баку таких — восемь из двадцати.Многие трассы, прокладываемые непосредственно по улицам городов, изобилуют банальными поворотами под прямым углом. В Баку таких — восемь из двадцати.

Для сравнения: за весь сезон‑2016 состоялось 866 обгонов, в среднем около четырех десятков на гонку. А рекордным в прошлом сезоне стал китайский этап, в ходе которого пилоты совершили этот маневр 128 раз.

Откуда берутся рекорды

В прошлом году бакинская трасса отличилась лишь одним предельным показателем: на двухкилометровой прямой Валттери Боттас развил скорость 378 км/ч. Узкого извилистого сектора в Старом городе пилоты откровенно опасались, а потому даже не пытались вступать там в борьбу. И ничто не предвещало, что Гран-при у наших ближайших соседей может выйти таким веселым! Но это произошло, и репутация бакинского этапа резко пошла вверх — по крайней мере, в глазах болельщиков.

Дэн Риккардо нипочем не выиграл бы первую в сезоне гонку, если бы не локальные неприятности у лидеров чемпионата и три выхода автомобиля безопасности.Дэн Риккардо нипочем не выиграл бы первую в сезоне гонку, если бы не локальные неприятности у лидеров чемпионата и три выхода автомобиля безопасности.

Материалы по теме


Формула 1 — Гран-При России переезжает на осень

Заслуга самóй трассы в залихватском сюжете и непредсказуемом подиуме невелика. Просто так совпало, что в один день на многих пилотов свалились чрезвычайные обстоятельства. Боттас столкнулся с Кими Райкконеном, Льюису Хэмилтону потребовалась лишняя остановка в боксах для ремонта подголовника, Себастьян Феттель заработал штраф stop&go. Таким образом, быстрые гонщики оказались позади и затем энергично прорывались вперед.

Но, черт возьми, почему на Гран-при России за четыре года не было ничего подобного? В 2017‑м гонка на «Сочи Автодроме» поставила антирекорд: единственный обгон состоялся на пятом круге — Паскаль Верляйн опередил своего партнера по команде Sauber Маркуса Эрикссона. Момент остался вне поля зрения камер, но телеметрия дала понять, что Эрикссон просто сбросил темп и пропустил напарника вперед.

Тупик для фантазии

Существует множество рейтингов «интересности» автодромов Формулы‑1. В чем-то они противоречат друг другу, но чаще сходятся. Бельгийский «Спа-Франкоршам», японская «Сузука» и бразильский «Интерлагос» однозначно входят в число лучших. А среди скучнейших, наряду с Мельбурном, Будапештом и Барселоной, большинство экспертов называет Сочи. Почему так получилось, понятно.

Несмотря на узкий и извилистый участок в Старом городе, бакинская трасса всё равно самая быстрая из городских — благодаря двум длинным
прямым.Несмотря на узкий и извилистый участок в Старом городе, бакинская трасса всё равно самая быстрая из городских — благодаря двум длинным
прямым.

Материалы по теме


20 главных фактов о Гран-при России

Трассу проектировали исходя из расположения уже возведенных в Олимпийском парке объектов. Архитектору Герману Тильке банально не хватало пространства для полета фантазии. Даже паддок «Сочи Автодрома» невероятно маленький и тесный. Добавьте к этому то, что Имеретинская долина плоская — перепад высот у российской трассы всего полтора метра. Меньше, чем в пустыне Бахрейна! Это самый низкий показатель. Для сравнения: Баку — около тридцати метров, Остин — около сорокá, Спа — свыше сотни метров.

В итоге трасса получилась слишком незатейливой. Известна идеальная траектория прохождения, любое отклонение от нее невыгодно. И даже на прямой, в выделенной зоне DRS, обгоны затруднены — из-за слишком медленного поворота, выводящего на эту прямую. Вдобавок пит-стопов на Гран-при России меньше, чем где-либо еще: двадцать шесть в 2016 году, двадцать в 2017‑м. Это потому, что наш асфальт очень бережно относится к шинам.

Парадокс: в самой большой стране мира не хватило территории для интересной гоночной трассы! Единственное утешение: «Сочи Автодром» относят к числу самых красивых.

Ожидание обгонов

В Монако и Сингапуре, положим, тоже особо негде обгонять. Но Монако — это столетняя история и Лазурный Берег, а гонка в Сингапуре — городская и ночная одновременно. Так что сочинская трасса находится примерно в одном ряду с арабскими «Сахир» и «Яс Марина», критикуемыми за невыразительность. Главная изюминка российского автодрома, не имеющая аналогов в мире, - длинная дуга, на которой болиды Формулы‑1 развивают 300 км/ч. Факт приятный, но какой-то бесполезный.

В самой большой стране мира не хватило территории для интересной гоночной трассы!В самой большой стране мира не хватило территории для интересной гоночной трассы!

Откровенно говоря, поругивают все современные автодромы, построенные по чертежам бюро Тильке. По конфигурации и набору поворотов они уступают любому из старых — даже «Монце» и «Сильверстоуну». Но в Баку, как и в Сочи, у маэстро тоже не было особого выбора. Есть дома, есть улицы, ничего подвинуть нельзя — прокладывайте! Половина поворотов — под углом 90°, скоростных вообще нет. Так что почти все из 137 обгонов состоялись на той самой двухкилометровой прямой. А на следующие сто тридцать семь может понадобиться лет десять. Положа руку на сердце, разве есть чему тут завидовать?

Как построить автодром Формулы 1 (и почему в Сочи скучно)Фото: пресс-службы команд F1Как построить автодром Формулы 1 (и почему в Сочи скучно)
Источник

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях!
Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!
Вам так же будет интересно:

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???: