Как устроены вариаторные коробки передач
Всем привет! Что представляет собой вариатор? Это бесступенчатая коробка передач, которую также называют вариаторной. Как устроены вариаторные коробки передач наша тема сегодня.
Главная задача КП – это плавно изменять передаточное число, и с этим вариатор отлично справляется, чем и объясняется его растущая распространенность.
Главное его отличие в сравнении с обычной механической коробкой – это отсутствие шестеренок, а потому нельзя говорить о каком-то определенном количестве передач.
Различают четыре типа вариаторов:
- клиноременной;
- цепной;
- тороидальный;
- гидростатический.
Наличие нескольких типов позволяет человеку сделать более конкретный выбор, когда стоит задача внести определенные изменения в свою машину.
Безусловно, цель не меняется во всех случаях, так как использование крутящего момента обязательно должно быть эффективным.
Клиноременные вариаторы состоят из следующих частей:
- отличающего прочностью ремня (он может быть изготовлен из резины или металла);
- переменного шкива (его называют «ведущим»);
- выходного шкива (его называют «ведомым»);
- микропроцессоров;
- датчиков.
Перечисленные составляющие – это, без чего невозможно представить вариатор CVT.
Как устроены вариаторные коробки передач
Шкивы с изменяющимся диаметром – главные компоненты, которые справляются с выполнением основной работы.
Конусообразные шкивы располагаются лицом друг к другу, а в желобке между ними ездит клиновидный ремень.
Один из шкивов присоединяют к коленчатому валу двигателя, и благодаря этой связи образующаяся двигателем энергия передается прямиком в трансмиссию.
Что касается второго шкива, то там энергия передается карданному валу.
Для того чтобы конусы смещались, используют центробежную силу, напряжение пружин. А также не оставляют в стороне гидравлическое давление. Это увеличение или уменьшение диаметра за счет изменений в расположении шкивов.
Определение передаточного числа происходит за счет соотношения радиусов. Что, по большому счету, является своеобразным «переключением» передач. Кстати, передаточное отношение меняется от низкого к более высокому.
За счет максимально простого устройства клиноременные вариаторы являются идеальным выбором во многих случаях, даже если приходится говорить об их использовании не только в легковых авто, но и в другой технике.
Если отказаться от шкивов и ремней, тогда получим тороидальный вариатор, поскольку там с основной работой справляются колеса и ролики.
Один из дисков образует связь с двигателем, тогда как другой – с карданным валом.
Здесь можно провести довольно явную аналогию с клиноременным типом, только используются другие средства для достижения цели.
Эффективную работу вместо ремней обеспечивают ролики и колеса, располагающиеся между дисками и вращающиеся вокруг двух осей.
Принципиально другой подход в гидростатических вариаторах, где нет двух вращающихся объектов, меняющих радиус.
Вместо этого используются насосы переменного объема.
Процесс концентрируется на перемещениях жидкости, что обеспечивает требуемое вращательное движение. Поток жидкости варьируется в зависимости от движения коленчатого вала двигателя.
Гидростатические вариаторы не только отличаются от фрикционных (так называют тороидальные и клиноременные типы), но также часто становятся важной частью гибридных систем – гидромеханических трансмиссий.
Преимущества использования:
- уменьшение расхода топлива;
- хорошая динамика разгона;
- плавная езда.
Эти преимущества наиболее ощутимы при проведении сравнения с автоматическими трансмиссиями. Которые не могут составить конкуренцию вариаторам по данным параметрам.
К тому же, постоянное совершенствование делает коробки передач CVT более надежными. Так как ежегодно находятся эффективные решения. Что особенно важно для мощных машин – передача крутящего момента играет не последнюю роль.
И по эксплуатации.
Но вариатор довольно чувствителен к нагрузкам и качеству трансмиссионной жидкости, поэтому замену масла следует производить через каждые 40-50 тыс. км. пробега.
Также если вы любите ездить на больших оборотах или с прицепом, лучше присмотрите автомобиль с другой коробкой передач, иначе ее ремонта не избежать.
Удачи на дорогах!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях!