Чип-тюнинг двигателя — как перепрошить
Чип-тюнинг двигателя, или как перепрошить свое авто. Существует мнение, что чип-тюнинг двигателя, это удел современной молодежи, готовой пожертвовать расходом бензина и ресурсом мотора, ради увеличения мощности для уличных гонок. Однако в реальности это далеко не так, и качественный чип-тюнинг способен увеличить мощность Вашего двигателя, снизив расход и увеличив его ресурс.
Что же такое — чип-тюнинг двигателя?
В Европе, в начале 90-х годов появляется новый вид доработки двигателя автомобиля, не требующий непосредственных переделок в механической части. Этот вариант переработки мотора получает название чип-тюнинг двигателя.
Улучшение характеристик ДВС без механического вмешательства стало возможным из-за появления электронного блока управления мотором или ЭБУ. ЭБУ это своего рода компьютер, управляющий работой мотора. Как и обычный компьютер, электронный блок управления имеет собственную микросхему памяти, в которой уже заложена заводская программа с заложенными параметрами управления двигателем.
При помощи специальных программ, чип-тюнинг двигателя позволяет изменить предустановленные на заводе настройки, чтобы повысить характеристики двигателя и до конца раскрыть его потенциал.
Большинство фирм, специализирующихся на чип-тюнинге сами не редактируют файлы прошивки. Эти файлы отправляют в сервис-центры, занимающихся непосредственно их редакцией. От того, как хорошо специалист, который занимается редакцией программы, знает сильные и слабые места мотора, его скрытые резервы, зависит окончательный результат чип-тюнинга двигателя.
Для изменения программы-контроллера обычно используется специальное программное обеспечение, представляющее работу двигателя в виде диаграммы на экране монитора.
«Перечиповка» открывает возможности улучшения работы систем, которые отвечают за токсичность выхлопа, подачу бензина в цилиндры, настройки ограничителя оборотов и зажигания. Казалось бы, опций не много, однако правильная их настройка позволяет добиться увеличения крутящего момента и мощности атмосферного двигателя.
Исходя из этого, можно добиться значительной прибавки крутящего момента, а также увеличения мощности при настройке атмосферного мотора в пределах от 5-10 процентов. Для турбированных моторов можно изменить настройки в работе наддува, разница может составить от 20 до 30 % от первоначальных значений.
Благодаря чип-тюнингу Ваш автомобиль приобретет дополнительный запас мощности, позволяющий водителю более свободно чувствовать себя при обгоне и реже переключать коробку передач. У авто с автоматической трансмиссией повышается плавность переключения передач.
Как уже было сказано выше, увеличение мощности мотора вовсе не означает повышенный расход топлива. Двигателю становится легче разгонять машину с любых оборотов, и, следовательно, не требуется его дополнительная раскрутка.
При проведении грамотного чип-тюнинга «краники» то, как раз и прикрываются, то есть значительно уменьшается количество впрыскиваемого в цилиндры мотора топлива, а мощность повышается путем увеличения КПД от сжигания бензина. Это и подтверждает постепенное уменьшение расхода после тюнинга двигателя на фоне возросших крутящего момента и мощности.
Правда обычно, в первые дни после чиповки владельцы авто замечают повышенный расход, но это скоро проходит. Ведь в первые дни каждому хочется проверить новые характеристики своего мотора. Но как только подобные гонки заканчиваются, расход становится ниже обычной нормы, особенно в городском режиме.
Также основные волнения автовладельцев перед процедурой чип-тюнинга, связаны с сокращением ресурса мотора. Но если двигатель приобретает возможности без дополнительных нагрузок разгонять автомобиль, почему же ресурс должен уменьшаться. Не стоит забывать, что ресурс двигателя зависит в первую очередь от таких факторов как: качество топлива и моторного масла, манеры вождения и движения с непрогретым мотором на высоких оборотах.
Возникает очевидный вопрос – почему же завод-изготовитель автомобиля, сам не добавит все эти прелести в программу. Ответ прост. Авто на заводе выпускаются для различного потребителя, предназначены для использования в странах с разными климатическими условиями и, естественно, с разным качеством топлива.
Поэтому, автопроизводителю ради перестраховки, проще оставить в запасе несколько десятков лишних лошадиных сил. Экономически нецелесообразно проводить чип-тюнинг двигателя и настройку программного обеспечения под каждый конкретный автомобиль, поэтому программа используется усредненная, а не индивидуальная.
Довольно часто машина чипуется при переходе на другой тип топлива, например пропан. Естественно, что серийная прошивка, рассчитана под использование бензина. Автомобиль, использующий газ, конечно, поедет, но работа ДВС будет далеко не оптимальна. Прошивка под газ для Вашей машины, решит эту проблему.
Есть, конечно, и пара капель дегтя. Отрицательную сторону чип-тюнинг двигателя тоже имеет — может выражаться в сужении зон нечувствительности мотора к качеству топлива для атмосферных двигателей, и, возможно в повышении чувствительности к высокой температуре окружающего воздуха.
Но не нужно забывать и о том, что в любом современном двигателе установлен датчик детонации, основная задача которого – оповещение электронного блока управления о входе мотора в зону детонации (из-за превышения нагрузки или некачественного топлива), на что блок управления отвечает немедленным уменьшением углов зажигания. Кроме того любая современная система охлаждения автомобиля рассчитана минимум с 2-хкратным запасом по производительности.
Что касается наддувных моторов, то возможное увеличение нагрузки на нагнетатель двигателя решается применением качественных моторных масел и сменой режима охлаждения.
В любом случае, необходимо помнить, что чип-тюнинг двигателя не решит главных проблем всех автомобилистов: плохих дорог и некачественного бензина, поэтому перепрошив двигатель не следует забывать качественно его кормить!
Смотрим чип-тюнинг двигателя — разоблачение!