Не разбейте солярку! Экспертиза зимнего дизтоплива
— У нас зимой в кедах даже студенты не ходят! Почтальон ПечкинВместо прологаЗаправлять топливо в пластиковые канистры на ВР нельзя. А вот переливать — сколько хотите! Вам даже помогут.Заправлять топливо в пластиковые канистры на ВР нельзя. А вот переливать — сколько хотите! Вам даже помогут.
Материалы по теме
Антигели для дизеля: спасение или мертвому припарки?
— В пластмассовую канистру? Нет, нельзя!
Заправщик настроен категорично: мол, у нас на ВР за это увольняют! Кассирши подтвердили: руководство запретило.
Мы были к этому готовы. Вручили заправщику вместо пластиковой канистры металлическую, а сами пошли беседовать с начальством: если запрещают наливать в пластик, то почему торгуют пластиковыми канистрами?
Местный начальник оказался сдержанным. Мол, торгуем, но эти канистры предназначены только для хранения. Кто запретил? Нам показывают документ: Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (в редакции приказа Минэнерго РФ от 17 июня 2003 года № 226). Введены в действие 1 ноября 2001 года. Тогда какой-то функционер из-за якобы электризации пластика действительно запретил «выдачу нефтепродуктов в пластиковую и стеклянную тару». И неведомо ему, что современные топливные баки давным-давно делают из пластмассы. Причем и для заправки бензином, не говоря уже о дизельном топливе. Ведь солярку просто так не поджечь, даже если очень постараться. И кто дал указание вытащить из нафталина это странное распоряжение?
Более того, тот же заправщик подбежал к нам и… самолично помог перелить заправленную солярку из металлической канистры в пластиковую! Ведь в приказе не сказано, что этого делать нельзя. Еще одно доказательство того, что Россия непобедима!
Ладно, будем считать это прологом нашей экспертизы. Проверим, что ждет владельцев дизельных машин, заправившихся в начале зимы (пробы мы брали в середине декабря). Причем специально выискивать откровенный «левак» не будем — прокатимся вдоль федеральной трассы на юг от столицы и соберем дизтопливо с разных АЗС.
АЗС третьего тысячелетия. Но если вы полагаете, что здесь нет клиентов, то ошибаетесь. Цена определяет сознание? Наш совет: сразу проезжайте мимо!АЗС третьего тысячелетия. Но если вы полагаете, что здесь нет клиентов, то ошибаетесь. Цена определяет сознание? Наш совет: сразу проезжайте мимо!
Справочники для пятиклассников
Никаких топливных проблем на территории России с 1 января 2016 года быть не должно по определению. Мы уже рассказывали, что Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 повелел допускать к обращению исключительно топливо класса К5. А разве «пятиклассники» могут замерзнуть? К тому же дизелеводов оберегают сразу четыре нормативных документа: по ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают дизтоплива Евро, по ГОСТ Р 55475 — топлива для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 — остальные дизтоплива.
Однако… Пусть в отеле хоть пять парикмахерских на каждом этаже — это не сделает его пятизвездочным. Так и здесь. Требования к зимним соляркам есть, но кто мешает продавцу торговать чем-то попроще? Громкие фразы про сезонность применения топлива у нас носят рекомендательный характер.
Проверим, замерзает ли топливо «пятого класса». Для справки: температура помутнения зимней солярки для умеренной климатической зоны должна быть не выше —22 ºС. А потому ни одно из купленных дизтоплив не имеет ни малейшего права потерять прозрачность даже в обычном морозильнике, а тем более — замерзнуть.
Приходилось ли вам сталкиваться с замерзающим дизтопливом?
(Данные опроса, который проводился на сайте www.zr.ru в середине декабря 2016 г.)
НАША СПРАВКА
Все дизтоплива мы закупали в середине декабря 2016 года.
Низкотемпературные свойства дизтоплива определяются тремя температурами — помутнения, застывания и предельной фильтруемости.
Температура помутнения характеризует точку начала кристаллизации парафинов, входящих в состав топлива.
Температура предельной фильтруемости указывает на температурный порог работоспособности двигателя. При температуре ниже этой фильтры топливной системы перестают пропускать топливо.
Температура застывания — температура, при которой топливо теряет подвижность; обычно ниже температуры предельной фильтруемости на 5–7 ºС.
Из жидкого в твердое
Сэкономили на заправке? Ну и как работать топливной аппаратуре? Расслоение солярки — это уже приговор: мотор не пустится. А некоторые пробы солярки и вовсе превратились в камень!Сэкономили на заправке? Ну и как работать топливной аппаратуре? Расслоение солярки — это уже приговор: мотор не пустится. А некоторые пробы солярки и вовсе превратились в камень!
Мы посетили 17 заправочных станций. Не в честь наступившего года — так случайно получилось. Однако «взятие зимнего» все-таки породило смуту в умах: вместо сплошных плюсиков наша таблица запестрела минусами. На половине из купленных солярок в гости к Деду Морозу в Великий Устюг не доехать!
Разброс цен сумасшедший: от 28 рублей на 106‑м километре Симферопольской трассы до 36 рублей 92 копеек на расположенной поблизости заправке Лукойла.
Нужно признать, что никто из акул рынка в бытовом морозильнике не потонул. Идеальной оказалась солярка Shell, которая при —30 ºС даже не помутнела. Роснефть и ВР выступили нормально, но при —30 ºС эти дизтоплива все-таки немного потеряли прозрачность. То же относится к Лукойлу: при максимальном охлаждении солярка сохранила работоспособность, хотя и немного помутнела.
На каждой АЗС мы оформили протокол взятия пробы. С фотосъемкой кое-где возникали проблемы: к примеру, на месте забора одного из образцов на нас набросилась работница заправки: мол, кто разрешил фотографировать частную собственность? Ее беспокойство, впрочем, вполне объяснимо: взятое там «зимнее ДТ» на морозе быстро превратилось в булыжник. Чтобы это не произошло в баке вашего автомобиля, вновь повторяем: заезжайте только на АЗС проверенных брендов.
Материалы по теме
Замерзла солярка? Тест антигелей для дизельного топлива
Остальное — лотерея, и далеко не беспроигрышная. И еще совет: в период массового перехода АЗС с летней солярки на зимнюю, если температура опускается ниже —10 ºС, во время заправки заливайте в бак для подстраховки антигель. Тогда морозным утром гарантированно заведете двигатель.
Итоги нашей проверки мы свели в таблицу. Примечательно, что на всех АЗС, которые мы посетили, были доступны паспорта качества на продаваемые дизтоплива.
Наш эксперимент может воспроизвести каждый желающий в любом регионе страны. Залейте подозрительное ДТ в подходящий стаканчик (закрытый, конечно же, - запах-то не самый приятный) и определите до утра в морозильную камеру. Замерзнет — пришлите нам фото (того, во что превратилась солярка) и координаты АЗС.
Данные опубликуем на сайте, чтобы оградить других автолюбителей от плохого топлива. В одиночку мы не в состоянии проверить АЗС по всей стране, а вместе с вами — справимся.
Материалы по теме
Антигели для дизтоплива — помощники или вредители?
Вместо эпилога
Выводов мы сделали несколько. Во‑первых, на нашем топливном рынке по-прежнему анархия. Если в Германии водитель спокойно заправляется на любой АЗС, то у нас так поступать просто неразумно. Особенно зимой, особенно на дизельной машине.
Во‑вторых, нужно шарахаться от АЗС с неожиданно низкими ценами. Зимой экспериментировать с топливом — себе дороже.
В‑третьих, не слушайте тех, кто кивает на потепления. Дескать, сегодня всего минус десять, так что и летняя солярка сойдет. А если ночью мороз? А если нужно ехать за город? Или того дальше, например в Великий Устюг? Зимой нужно заливать только зимнее дизтопливо — не надеясь на авось.
Требования к дизельным топливам согласно ГОСТ Р 55475
Параметр
Зимнее ДТ
Арктическое ДТ
Температура помутнения, 0С, не выше
—22
—34
Предельная температура фильтруемости, 0С, не выше
—32
—44
Результаты испытаний ДТ при отрицательных температурахМесто и время заправки (по чеку)Обозначение топлива (по чеку)Цена на момент закупки, руб.Температура, ºСКомментарии˗20˗25˗30ООО «Шелл нефть», АЗС 11072, Варшавское шоссе, 206а, с. 1ДТ-З-К536,19+++прозрачная, как вода, жидкостьАО «РН-Москва», Варшавское шоссе, вл. 266, стр. 1 (ВР)ДТ ULT-З-К536,19+++при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучестьООО «Саган», МАЗС № 2, Симферопольское шоссе, 9ДТ-Е-К535,18++/˗˗/+при ˗30 ºС жидкость расслоиласьООО «Нефтегазовая компания „Интеройл“, МАЗС-1ДТ-З-К534,80++/˗˗/+при ˗30 ºС превратилось в кисельООО „Оптима Юнион“, Подольский р-н, Домодедовское шоссе, 49аДТ-Л-К530,00˗/+˗/+˗помутнело уже при ˗20 ºС, после чего превратилось в кисельООО „Трэйдмаркет“, 40-й км а/д Москва ˗ Харьковне указано34,00˗/+˗/+˗при ˗30 ºС утратило текучестьАО „РН-Москва“, Подольский р-н, Лаговское с/п, вблизи д. ГривноДТ-З-К535,00+++при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучестьООО „Компания Трасса“, АЗС№ 48, 55-й км автодороги „Крым“ДТ-З-К535,29++/˗+/˗при ˗30 ºС топливо расслоилосьИП Гуреев И.А.ДТ-Е-К530,90+˗˗при ˗20 ºС сильно загустело, а при ˗30 ºС окаменелоООО „Лаки Стар“ДТ-Е-К530,90˗/+˗/+˗уже при ˗20 ºС топливо расслоилосьИП Беляков А.Д.ДТ-евр-К533,70+/ ˗˗/+˗расслоение начиная с ˗20 ºСООО „АЗС-Сервис“, АЗС № 19, Симферопольское шоссе, 106-й км, с. ЛипицыДТ-Е28,00˗/+˗/+˗желе, превратившееся при ˗30 ºС в глыбуООО „НефтеПромСервис“,АЗС № 18 (Лукойл)ДТ-З-К5 ЭКТО36,92+++при ˗30 ºС помутнело, сохранив текучестьИП Сироткин А.А.ДТ-Е-К532,70++/˗˗замерзло до состояния камня при ˗30 ºСООО „Серпуховнефтепродуктсервис“, АЗС 25ДИЗ.К535,50++/˗˗/+помутнело довольно быстро, но сохранило текучесть; расслоилось при ˗30 ºСООО „В-93“ДТ-Е К533,70˗/+˗/+˗расслоилось почти сразу, постепенно превращаясь в густой кисельИП Гуреев И.А.ДТ-Е-К532,20+˗/+˗при ˗25 ºС сильно загустело, при ˗30 ºС замерзлоПримечания: + — замечаний нет; +/— — дизтопливо еще годно к эксплуатации; —/+ — дизтопливо уже негодно к эксплуатации; — — дизтопливо полностью утратило текучесть.Расслоение топлива эквивалентно его негодности, поскольку топливный насос не сможет прокачать густые фракции.
Не разбейте солярку! Экспертиза зимнего дизтопливаНе разбейте солярку! Экспертиза зимнего дизтоплива