Амфибия ВАЗ-2122, воздуховоз, трамвай-фонарь: кто хитрее?
С двумя рулямиПоявись такой «седан» на современной дороге — расступились бы все. Полная масса — под 30 тонн, объем двигателя — почти 39 литров. Правда, максималка всего 30 км/ч. Потому что это не банальная легковушка, а аэродромный тягач МАЗ‑541. У него было два руля: для движения вперед и назад соответственно. Чтобы сменить направление движения, водитель просто пересаживался на другое место.Монорельс меж двух столицВ 1897 году русский изобретатель Ипполит Романов продемонстрировал модель сконструированной им подвесной электрической дороги с одним вагончиком. Изобретателя поддержало Императорское русское техническое общество, после чего он приступил к строительству настоящей дороги. На путевую балку установили пару двухосных тележек, к которым подвесили вагончик. Мотор мощностью 6 кВт разгонял трехтонную конструкцию до 15 км/ч. Испытания оказались настолько успешными, что изобретатель собрался протянуть свой «монорельс» из Питера в Москву, а оттуда — в Нижний Новгород. Однако спонсора для этого проекта найти не удалось.Колесо Илона
Илон Маск никакого отношения к этому изобретению не имеет. Его автор — шведский инженер Бенгт Илон, который в семидесятых годах прошлого века придумал нечто, позволяющее транспорту двигаться в любом направлении безо всякого рулевого механизма. Конструкция представляет собой колесо, на котором смонтированы независимые ролики, расположенные по его окружности под углом 45°. Изменяя скорость и направление вращения каждого из колес, можно заставить такую машину двигаться в любую сторону — вперед, назад, боком и по диагонали. В автомобилестроении идея широкого развития не получила. А многочисленные игрушки с такими колесами выглядят очень забавно.
Днем с фонарем
Фонарные трамваи, которые служили в столице более полувека (!), получили свое название вовсе не в честь световых приборов, а из-за стандартной для начала прошлого столетия застекленной надстройки на крыше. Подобные конструкции называют фонарями — термин пришел из архитектуры. В помещении с таким фонарем днем значительно светлее. Что касается трамваев, то знатоки утверждают, что фонари в них использовали не только для освещения, но и для вентиляции салона.
Проект «Река»В свое время Министерство обороны СССР заказало Волжскому автозаводу разработку автомобиля командира роты. Согласно техзаданию машина была сугубо армейской, однако формально амфибия ВАЗ‑2122, построенная на агрегатах Нивы, считалась транспортом для охотников и спортсменов. К 1985 году пять плавающих вседорожников отправили на испытания в реальных условиях — они прошли от Байкала до Средней Азии. Военные были в восторге, в том числе и министр обороны Дмитрий Устинов. Но именно он поставил точку в проекте «Река». Денег на ежегодный выпуск пятисот машин у министерства не нашлось.Воздуховоз
Двигатели на сжатом воздухе использовали еще в позапрошлом веке — например, на транспорте, работающем в газоопасных шахтах. Баллоны со сжатым воздухом передвигали как малогабаритные тележки, так и целые поезда. В частности, они обеспечивали пять-шесть километров пробега на одной заправке при массе состава до 100 тонн. Широкому распространению воздуховозов помешали низкий КПД и необходимость частой зарядки баллонов.
Фото: из архива автора
Амфибия ВАЗ-2122, воздуховоз, трамвай-фонарь: кто хитрее?Амфибия ВАЗ-2122, воздуховоз, трамвай-фонарь: кто хитрее?