24 часа Ле-Мана и три минуты молчания
В отличие от Формулы‑1, регламент WEC разрешает механикам использовать лишь один гайковерт, поэтому смена колес занимает куда больше времени.В отличие от Формулы‑1, регламент WEC разрешает механикам использовать лишь один гайковерт, поэтому смена колес занимает куда больше времени.
В победе экипажа под номером 5 команды Toyota Gazoo Racing, опережавшего ближайших преследователей из Porsche на полминуты, не сомневался никто. До финиша 24‑часовой гонки оставалось менее часа. Болельщики начали покидать трибуны, вымотанные механики в боксах дремали, почти не обращая внимания на транслирующие марафон мониторы, а гости в павильонах команд запихивали в себя остатки еды и шампанского. Как вдруг! За три минуты до клетчатого флага гостевой домик Porsche взорвался аплодисментами и улюлюканьем. Лидирующая Toyota под управлением Казуки Накаджимы стала стремительно терять темп и вскоре замерла на старт-финишной прямой. Телевизионная картинка мгновенно выхватила крупный план боксов японской команды, где улыбки на лицах людей, предвкушавших скорый триумф, в одночасье сменились масками беспомощности, отчаяния и боли.
Я побывал на множестве автоспортивных событий, видел немало взлетов и падений и знаю, что такое быть настоящим болельщиком. Именно по этой причине злорадство гостей Porsche — команды, по приглашению которой я приехал в Ле-Ман, — поразило до глубины души. Подобным образом можно радоваться красивому обгону на трассе. В крайнем случае — пилотской ошибке. Но, когда за три минуты до финиша 24‑часовой гонки машина соперников останавливается в результате технической неисправности, вести себя как гиены, прыгая от радости и раздавая друг другу «краба», — мягко говоря, не очень красиво. Если вы считаете себя настоящим болельщиком, не делайте так никогда.
Гонка стартовала в условиях проливного дождя и беспросветно свинцового неба. Едва ли кто-то из фотографов надеялся, что несколько часов спустя удастся сделать такие великолепные закатные кадры.Гонка стартовала в условиях проливного дождя и беспросветно свинцового неба. Едва ли кто-то из фотографов надеялся, что несколько часов спустя удастся сделать такие великолепные закатные кадры.
Материалы по теме
10 самых больших ошибок автоспорта
Конечно, после квалификации, по результатам которой экипажи Porsche оккупировали первый ряд, немцы были уверены в повторении прошлогоднего успеха и предвкушали легкую прогулку к победе. Однако уже через несколько минут после старта — когда сейфтикар (в условиях дождя старт прошел в режиме машины безопасности) вернулся в боксы, дав отмашку настоящей борьбе, — болид Тойоты под управлением Майка Конвея стал всерьез наседать на прототипы Porsche и к концу первого часа «съел» оба «девятьсот девятнадцатых». Забегая вперед, скажу, что в последующие часы Toyota и Porsche еще не раз обменяются позициями в напряженной борьбе за лидерство. И — да, в этом году в сражении за победу практически не участвовали пилоты совсем недавно непобедимой команды Audi. Поначалу пилоты Audi, начав гонку с третьего ряда, с горем пополам держались в темпе лидеров, но вскоре стали существенно отставать. А на шестом часу гонки экипаж Audi в составе Фасслера, Лоттерера и Трелюйе столкнулся с механическими проблемами, отстав от лидеров на шесть кругов и потеряв все шансы на успешное выступление.
Помимо борьбы за победу в абсолютном зачете «Ле-Мана», которую традиционно вели между собой пилоты быстрейшей категории LMP1, вниманием российских болельщиков завладели экипажи Русинов/Стивенс/Раст команды G‑Drive Racing, а также Минассян/Медиани/Алёшин и Петров/Шайтар/Ладыгин, защищающие цвета российской команды SMP Racing. По итогам квалификации парням из G‑Drive удалось завоевать поул в категории прототипов LMP2. Машины SMP Racing шли слабее и заняли на старте 14‑ю и 17‑ю позиции в классе, но пилоты сохранили боевой настрой перед гонкой. А еще зрителям было за кем наблюдать в младших категориях. В зачете GTE Pro внимание целиком и полностью приковали к себе болиды Ford GT, ехавшие за команду Чипа Ганасси. «Голубые овалы» вернулись в «Ле-Ман» после продолжительного перерыва и надеялись на громкое выступление. Ведь Ford в «Ле-Мане» последний раз победил в 1966 году — ровно полвека назад!
Возвращение «голубых овалов» в «Ле-Ман» ознаменовалось двойным подиумом (победа экипажа Хэнд/Мюллер/Бурде и третье место состава Бриско/Уэстбрук/Диксон) в классе GTE Pro. Второе место досталось Физикелле, Виландеру и Малучелли из команды Risi Competizione на Ferrari 458 Italia.Возвращение «голубых овалов» в «Ле-Ман» ознаменовалось двойным подиумом (победа экипажа Хэнд/Мюллер/Бурде и третье место состава Бриско/Уэстбрук/Диксон) в классе GTE Pro. Второе место досталось Физикелле, Виландеру и Малучелли из команды Risi Competizione на Ferrari 458 Italia.
Несмотря на то что «Ле-Ман‑2016» проходил в тот же уик-энд, что и дебютный Гран-при Европы Формулы‑1 в Баку, а руководитель WEC Жерар Невё даже назвал такое решение Международной автомобильной федерации покушением на его серию, паддок буквально ломился от болельщиков. В субботу я встретил в закрытом парке президента FIA Жана Тодта! А в воскресенье Жан улетел в Баку. Старт Гран-при Европы минута в минуту совпадал с финишем «Ле-Мана». Так что болельщики при желании могли посмотреть обе трансляции в прямом эфире. А с точки зрения личного посещения две эти гонки не конкурировали между собой изначально. Для европейских фанатов автоспорта поездка в Ле-Ман давно стала доброй традицией, которую ничто не сможет сокрушить. Люди приезжают сюда на личных автомобилях, разбивают палатки и под пронзительный рев моторов, доносящийся с трассы на протяжении всех выходных, жарят сосиски и обмениваются эмоциями. Кстати, на территории кемпингов вокруг трассы можно повстречать такую технику, которую увидишь не в каждом музее! Классические купе Aston Martin, TVR, Noble, не говоря про россыпь Катерхемов, Ferrari, винтажных Мерседесов и фургонов Renault Estafette.
Не удивляйтесь, что вместо повествования о гонке я рассказываю закулисные истории. Если однажды решитесь приехать в Ле-Ман, мигом поймете, что дела в дни гонки здесь обстоят именно таким образом. Посмотрев старт с одной из главных трибун, вы еще какое-то время «позалипаете» в установленный на трассе монитор, транслирующий телевизионную картинку и инфографику с данными об отрывах, а после отправитесь гулять по паддоку или, если есть допуск, по закрытому парку, рассматривая и впитывая всё вокруг. Это единственный способ не помереть от скуки. Ожесточенной борьбы на трассе, как в Формуле‑1, здесь и в помине нет — никто не хочет столкнуться и выбыть из борьбы на ранней стадии гонки. Пилотские ошибки обычно случаются ночью или под утро.
Прототипы Porsche недолго удерживали лидирующие позиции. Стоило машине безопасности уйти в боксы, дав старт настоящей борьбе, экипажам Тойоты удалось обойти конкурентов.Прототипы Porsche недолго удерживали лидирующие позиции. Стоило машине безопасности уйти в боксы, дав старт настоящей борьбе, экипажам Тойоты удалось обойти конкурентов.
Материалы по теме
Формула успеха: как побеждать в автогонках
В общем, ближе к вечеру есть прямой резон уехать с трассы в отель. А затем вернуться перед рассветом, чтобы свежим и отдохнувшим наблюдать за кульминацией и встречать финиш.
Пока я спал в своем гостиничном номере площадью около семи квадратных метров (обычно за такой платишь не более 70 евро в сутки, но в дни гонки цены поднялись без преувеличения в десять раз), события на трассе развивались с калейдоскопической быстротой. Экипаж Porsche под номером 1 в составе Марка Уэббера, Тимо Бернхарда и Брендона Хартли столкнулся с отказом водяного насоса системы охлаждения, замена которого заняла сорок кругов. Вторая машина Porsche (Дюма/Яни/Либ) из-за медленного прокола потеряла какое-то время на внеплановом посещении боксов.
В классе GTE Pro непрерывно кипела борьба между командами Ford и Ferrari. А экипаж Романа Русинова команды G‑Drive получил сразу две пенализации за игнорирование желтых флагов.
Удивительно, но на пилотские ошибки экипажи оказались довольно скупы: в отличие от прошлых лет, обошлось без серьезных аварий. Мне запомнился эффектный утренний разворот экс-пилота Формулы‑1 Камуи Кобаяси (Toyota), но японец сумел выбраться из гравийной ловушки на трассу и продолжить борьбу. Тогда никто и подумать не мог, что после схода лидирующего экипажа Тойоты (Дэвидсон/ Буэми/Накаджима) именно этот болид принесет Тойоте ее единственный подиум.
Toyota Дэвидсона, Буэми и Накаджимы (все трое — экс=пилоты Формулы‑1), лидировавшая с полуминутным отрывом, замирает на старт-финишной прямой за три минуты (!) до финиша 24‑часовой гонки. Разочарование людей в тойотовских боксах не знает границ.Toyota Дэвидсона, Буэми и Накаджимы (все трое — экс=пилоты Формулы‑1), лидировавшая с полуминутным отрывом, замирает на старт-финишной прямой за три минуты (!) до финиша 24‑часовой гонки. Разочарование людей в тойотовских боксах не знает границ.
Как выяснится после финиша, без трех минут триумфаторов «Ле-Мана‑2016» вывела из строя резкая потеря давления в системе турбонаддува. Нелепая случайность, произошедшая так некстати и подарившая победу экипажу Porsche и третью ступень подиума — команде Audi.
Несмотря на все пенализации, экипаж Романа Русинова застолбил за собой вторую строчку в категории LMP2, уступив меньше трех минут победителям из команды Signatech Alpine. На третьем месте в LMP2 финишировал экипаж Петров/Ладыгин/Шайтар, обеспечив российским командам двойной подиум в классе — такого триумфа в «Ле-Мане» российские команды еще не знали!
В плотной борьбе между командами Ferrari и Ford в категории GTE Pro победу одержали «голубые овалы» — блестящее возвращение!
С колеса обозрения открывается великолепный вид на связку последних поворотов и начало старт-финишной прямой.С колеса обозрения открывается великолепный вид на связку последних поворотов и начало старт-финишной прямой.
В общем, «Ле-Ман‑2016» стал одной из самых непредсказуемых 24‑часовых гонок за последние несколько лет. И в течение ближайшего года командам однозначно будет над чем поработать. В Тойоте приложат все усилия, чтобы технические неисправности больше не вмешивались в планы команды. А Porsche с Audi предстоит изрядно поработать еще и над скоростью. Да, в этом году пилотам болидов 919 Hybrid посчастливилось посмотреть на мир с верхней ступени пьедестала, но я абсолютно уверен, что в команде хотят опережать соперников по чистой скорости. А главное — добывать победы не ценой чужих сходов, а в красивой борьбе на трассе.
24 часа Ле-Мана и три минуты молчанияФото: Михаил Кудешов, Porsche, SMP Racing24 часа Ле-Мана и три минуты молчания