Ремень ГРМ на Гранте: не жилец?
Задача № 106
Нехитрый приемчик
«И с чего это парни решили, что на Гранте разрушен ремень ГРМ? По каким признакам определили? Когда я увидел, что они достают инструменты и готовятся снять кожухи, не выдержал и говорю: вы, дескать, хоть минуту подумали бы, нельзя ли проверить ремень, ничего не разбирая. Ведь на восьмиклапанном моторе это сделать легко, надо лишь знать как. Если опасения подтвердятся, тогда и хватайтесь за ключи!»
Услышав такое, мы решили переадресовать слова автора задачи вам, знатоки. Что скажете?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 декабря 2016 года по адресу: 107045, Москва, Селивёрстов пер., 10 — или по e‑mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.
Мы обязуемся прочитать все ваши сообщения по теме конкурса. Призом будет отмечено не просто правильное, но и наиболее полное решение конкурсной задачи с развернутым ответом.
А теперь подведем итоги «Конкурса знатоков» из августовского номера журнала «За рулем».
Грязелечение
Кратко напомним содержание задачи. Ее автор предложил супруге настоящую авантюру — грязевой кросс на хэтчбеке Ford Fusion. Поедем, мол, на твоем «почти джипчике» — уверен, он до трассы доберется. И добрались! В дождь, по непролазной грязи по самую крышу… Вернулись домой лишь к ночи, уставшие и переполненные впечатлениями. Так что чумазый джипчик просто бросили под дождем — пусть сам моется.
Наутро выглянуло солнышко, резко потеплело. Хозяйка привычно включила кондиционер, но передок вдруг так затрясло, словно автомобиль сейчас вот-вот развалится. Дама тут же выключила кондиционер, и тряска прекратилась. Однако в пробках вибрация вновь время от времени возникала. Дотянув до своей фирмы, дама обратилась за помощью к коллеге — знатоку автомобилей. К великому ее изумлению, он устранил неполадку в считаные минуты.
Впрочем, чему удивляться? Хотя далеких от техники автолюбителей нынче пруд пруди, все же знатоки еще не перевелись. И такими задачками их не испугаешь.
С различными колебаниями, или, если по-иностранному, вибрациями, все знакомы. К примеру, человеческий голос — результат колебаний голосовых связок. Вообразить сложный механизм, совершенно свободный от вибраций, может разве что двоечник. Автомобиль — это кладезь самых разных вибраций, с которыми разработчики постоянно борются. В теории, опираясь на четкие математические формулы, инженеры их легко побеждают. Но в реальной жизни детали любой машины изготавливают с определенными допусками на отклонения от чертежей. Например, среди множества внешне идентичных коленвалов не найти абсолютно одинаковых. Это же можно сказать и про их балансировку — нулевой дисбаланс недостижим.
Материалы по теме
Какой мотор лучше?
С другой стороны, нужно ли сводить вибрации к нулю? Господа инженеры, понимая, что идеал недоступен, просто снижают неизбежную вибрацию до разумного минимума. Но в нашем случае колебания аномальные. И дама обратилась к специалисту.
Конечно, большинству сразу стало понятно, что тряска возникала лишь при работающем электровентиляторе. Многие, включая нашего победителя, напоминают, что «у Фьюжна, как и у большинства современных автомобилей, один и тот же электрический вентилятор обслуживает и систему охлаждения двигателя, и кондиционер». А частота вращения крыльчатки электровентилятора обычно не связана ни с режимом работы двигателя, ни со скоростью машины. Важно лишь одно: вращается вентилятор или нет.
Много было и ошибочных предположений. Большинство их авторов невнимательно проанализировали условия задачи. Пишут, например, так: «Скорее всего, машину трясла грязь, еще с вечера присохшая к внутренним сторонам дисков колес…» Господа автомобилисты, как колеса могут трясти машину, стоящую в пробке? Даже при пешеходных 5–10 км/ч кривой диск или шина никакими вибрациями себя не выдадут.
Другие вспоминают о случаях, когда «грязь, набившаяся между поддоном двигателя и его защитой, засыхает, уплотняется — и начинает передавать вибрации мотора на кузов». Тоже нестыковочка. Водитель постоянно слышал бы зуд, вызванный работой мотора. Причем тут включенный кондиционер?
Итак, проанализируем ситуацию. Автокросс проходил под дождем, было холодно. Следовательно, кондиционером супруги не пользовались. И в гонке не участвовали, сильно не буксовали, соответственно, двигатель не перегревали, значит и вентилятор не включался. А потому на неподвижную крыльчатку запросто налипали комья грязи (удержаться на вращающихся лопастях им помешали бы законы Ньютона). При этом, естественно, грязь ложилась неравномерно. А на другой день, когда она присохла намертво, крыльчатка оказалась совершенно разбалансирована.
Как от этой беды избавиться? Элементарно — очистить и помыть вентилятор. Процедура несложная. По словам Андрея Кукеля, «с устранением неполадки справился бы и я, и любой другой гражданин, а то и гражданка, будь она чуть сообразительнее».
Что же, это утверждение неоспоримо. Как, впрочем, и многие другие в прекрасном, развернутом ответе сегодняшнего победителя!
Всем участникам конкурса спасибо. Андрея Кукеля поздравляем с победой! Он получает от компании АВТОДЕН экшн-камеру/видеорегистратор ParkCity GO 10 PRO во влагозащищенном корпусе.
Ремень ГРМ на Гранте: не жилец?