Навыки экстренного торможения

Навыки экстренного торможения нужно выучить, как 2х2! Глядя со стороны на ровные автомобильные ряды, движущиеся по улице, невольно приходит сравнение со стройными шеренгами на параде — каждая машина на своем месте, весь поток одновременно начинает движение и останавливается у светофоров. Но когда садишься за руль, почему-то это стройное парадное шествие превращается в броуновское движение.   

Навыки экстренного торможения

Навыки экстренного торможения

Подчас неопытный водитель не знает, на что нажимать и за что дергать, чтобы хоть как-то попасть в общий ритм потока. А выбравшись из автомобильной толпы и только-только набрав скорость, не успевает сориентироваться на неожиданно появляющиеся на дороге препятствия.

Полуобморочное состояние и вдавленная в полик педаль тормоза – основные симптомы новичка, не имеющего опыта в экстренном торможении. На дороге – как в шахматной партии, нужно предугадывать поведение других участников движения. Давайте, хотя бы теоретически, освоим некоторые приемы торможения в нестандартных ситуациях.

Навыки экстренного торможения

Вначале рассмотрим, что такое экстремальная ситуация, и почему важно затормозить машину и не «тормозить» самому.

Ситуация, требующая от водителя максимальной концентрации внимания и быстрого принятия нестандартного решения, называется экстремальной.

Лучше это рассмотреть на примере. Вы двигаетесь по свободной полосе со скоростью 60-65 км/час. Неожиданно машина, идущая чуть впереди вас в параллельном ряду, теряет управление и ее выносит на вашу полосу движения. В таком случае, давить что есть сил на педаль тормоза не только бесполезно, но и опасно. Одним нажатием на тормоз можно остановить машину, идущую со скоростью не больше 40 км/час. При более высокой скорости тормозные колодки от трения нагреваются и блокируют колеса. Ваша машина становится неуправляемой, и вы рискуете повторить те маневры, которые вытворяла напугавшая вас машина.

В сложившейся ситуации максимально быстро оцениваем дорожную обстановку. На педаль тормоза нажимаем импульсно, быстрыми качками, нажав при этом на педаль сцепления. При таком способе торможения машина довольно быстро снизит скорость, а вы успеете разобраться в произошедшем.

Торможение в экстренных случаях всегда неразрывно связано с маневрированием. Во-первых, умелые действия рулем позволят вам, если есть возможность, объехать возникшее препятствие, а во-вторых, вы сможете вернуть своей машине прямолинейное движение, если ее начинает заносить. Ко всему прочему, помните, что ваша резкая остановка на проезжей части может вызвать цепную реакцию у идущих сзади машин. Они могут просто не успеть затормозить и ДТП неминуемо.

Понятно, что прочитать все вышенаписанное гораздо проще, чем выполнить это на дороге, да еще в состоянии испуга.

Поэтому ни одному водителю еще не помешала отработка определенных ситуаций где-нибудь на пустыре. Лучше это делать с подручным. Вы разгоняете машину до 10-20 км/час, а подручный бросает какой-нибудь неопасный предмет, например мяч или картонную коробку, на траекторию вашего движения.

Вам нужно отработать до автоматизма !!! порядок действий в данной ситуации – выжать сцепление, нажать на педаль тормоза и затормозить. Это если расстояние до препятствия позволяет остановиться, то есть, ваш тормозной путь меньше этого расстояния.

Если тормозной путь больше, то тут отрабатывается комплексное взаимодействие – сцепление, тормоз, маневрирование. То есть, совместно с торможением машины, вы стараетесь движениями руля отвести машину от столкновения с препятствием.

Следующим этапом увеличиваем скорость до 40-60 км/час и стараемся отработать свои действия при таком движении. Это уже сложнее, расстояние до объекта сокращается быстрее, а резкие маневры на большой скорости могут вызвать занос. В этом случае необходимо оттачивать тактику возврата машины на заданную траекторию движения.

В зависимости от привода автомобиля, вам нужно точно определить вращение руля в сторону заноса и в сторону от заноса, не забывая при этом импульсно затормаживать машину. Будьте уверены, в процессе таких тренировок будет помята не одна коробка, но приобретенный практический навык будет бесценен и поможет вам в дальнейшем.

Повышать свое водительское мастерство нужно не только гонщикам Формулы 1. Не следует утешать себя, что вы всегда ездите по одному и тому же маршруту и ничего сверхъестественного именно с вами случиться не может. Вот как раз размеренная городская жизнь и приводит к потере реакции и к неадекватному восприятию ситуации.

Обратите внимание на опытных водителей со стажем. Они очень редко применяют экстренное торможение, при котором машина «колом» становится на дороге. Умелое, отточенное взаимодействие коробки передач, руля и тормозов практически всегда позволяют им уйти от столкновения и выровнять автомобиль на дороге.

Навыки экстренного торможения — заключение. В обобщение всего вышесказанного, хочется повторить особо распространенные ошибки начинающих водителей при экстренном торможении:

1 – резкое и сильное нажатие на тормозную педаль при высокой скорости автомобиля, вызывающее блокировку колес и, соответственно, занос машины;

2 – хаотичные, необдуманные вращения рулем при полностью нажатой педали тормоза. Как при этом поведет себя машина, могут предсказать только участники автородео.

3 – страх и паника, вынуждающие водителя нажимать все, что есть в машине и дергать все, что попадается под руку. При таких действиях очень часто вместо нажатия на тормоз, нажимают на «газ». Последствия такой путаницы знаете сами.

4 – разброс внимания. Да, ситуацию на дороге в любом случае нужно держать под контролем, но не вращаться на месте со скоростью флюгера. То, что делается позади вас – это забота находящихся там водителей. Ваша задача – сконцентрироваться на сложившейся ситуации перед вами.

Навыки экстренного торможения — помните, правильно выбранный скоростной режим, возможность прогнозирования дорожных ситуаций, концентрация внимания именно на дороге и участниках дорожного движения позволят реже прибегать к навыкам экстренного торможения.

Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!
Вам так же будет интересно: