Катушка зажигания — проблемы и неисправности
Современные автомобили имеют сложно организованную «начинку» из электронных и электротехнических составляющих. Электроника управляет машиной, диагностирует её неполадки, индицирует неисправности. Катушка зажигания является важной составляющей электротехнической основы автомобиля. Она является трансформатором, который генерирует высоковольтный электрический импульс.
Катушка зажигания — проблемы и неисправности
На катушке находятся два провода обмотки: первичная образована толстым коротким проводом, обёрнутым вокруг катушки небольшим количеством оборотов. Она воспринимает импульсы с низким напряжением до двенадцати вольт и передаёт их на вторичную обмотку.
Тонкий провод вторичной обмотки делает вокруг катушки большое количество витков, что позволяет генерировать импульсы с высоким напряжением до двадцати и даже тридцати тысяч вольт. Ток протекает по первичной обмотке, создавая магнитное поле, которое, при прерывании тока, передаётся на обмотку высокого напряжения. Количество витков в обмотках отличается и это позволяет повышать напряжение тока, продуцирует искру на свече зажигания и возгорание топливной смеси.
На автомобилях могут стоять два типа систем зажигания. Это контактная система и система бесконтактного зажигания, в которых образуется ток высокого напряжения и распределяется по свечам. При этом в контактной системе используется механическое прерывание тока низкого напряжения в катушке. Такая система устанавливается на отечественных авто, так называемой «классике».
В более современных машинах используется бесконтактная система, в которой роль прерывателя тока с низким напряжением выполняет бесконтактный датчик. Это снижает расход горючего, повышает мощность двигателя, позволяет снизить количество вредных выбросов.
Диагностика неисправности катушки зажигания
Процесс работы катушки заключается в подаче на неё напряжения и отключения его. Для диагностики работы катушки, из распределителя зажигания достаётся провод высокого напряжения, при этом он отсоединяется от крышки распределителя. При прокручивании коленного вала, когда размыкаются контакты, появится яркая мощная голубая искра, если её нет или она слабая, катушка неисправна.
Неисправность катушки сказывается на характере хода машины. Автомобиль начинает при этом нестабильно вести себя при работе двигателя на холостом ходу, уменьшается мощность мотора, при ускорении возникают провалы. В автомобилях с электронным управлением обычно такие нарушения индицируются на табло. Это симптомы вероятных проблем с катушкой.
Для точного выяснения причины нарушения, сначала необходимо рассмотреть катушку снаружи. Возможно, на ней появились трещины, перегибы, коррозия. Далее проверяется состояние проводов. Так как нарушения первичной обмотки случаются редко, обращать внимание следует на провод вторичной обмотки, оценить его изношенность.
Проверяется состояние обмотки с помощью прибора омметра или осциллографа, позволяющих измерить сопротивление. При этом обязательно нужно отсоединить разъём катушки. Если сопротивление первичной обмотки должно составлять при внешнем резисторе от одного до полутора Ом, а при внутреннем балластном – до трёх Ом, то сопротивление вторичной обмотки – от восьми до одиннадцати кОм. Для измерения сопротивления необходимо клемму с внешней части катушки соединить с клеммой первичной обмотки.
В случае нарушений именно катушки, её необходимо заменить, поскольку сгоревшая, она подлежит только замене. Для беспроблемной эксплуатации авто заменять её требуется периодически после пробега от шестидесяти до восьмидесяти тысяч километров, именно на такой срок бесперебойной эксплуатации рассчитана катушка зажигания. Однако, при нарушениях работы автомобиля, требуется внеплановая проверка его электротехнической части и, обязательно, катушки зажигания.
Причины нарушения работы катушки зажигания
Причины неисправностей катушки могут быть разнообразны, их основа лежит в неполадках связанных с ней частей электротехнического оборудования автомобиля. Можно их разделить на две группы: нарушение контакта и пробой обмотки или замыкание между витками.
1) Из-за неисправности контакта, протечек масла или сильной вибрации она может получить механические повреждения. При этом нарушается изоляция катушки. Произойти это может, например, из-за недостаточной герметичности уплотнения клапанов. Ремонтировать такую катушку самостоятельно нежелательно. Для безопасности, её нужно заменить.
2) Перегревание. Оно возможно по причине нарушения в системе управления, короткого замыкания, сбоев в поступлении питания от бортовой сети, нарушении кабеля. Если при эксплуатировании катушка по тем или иным причинам разогревается до высокой температуры, она выходит из строя безвозвратно. Для хорошей работы электрических деталей, необходимо напряжение как минимум одиннадцать с половиной вольт. При повреждении кабеля зажигания катушке требуется больше времени для зарядки.
3) Нарушенная работа омывателя, может вызвать появление в катушке неисправности контакта и возникновение переходного напряжения. Это происходит, когда влага проникает в первичную и вторичную обмотки катушки. Такое может случиться при сильном дожде, мойке автомобиля, а также из-за реагента, например, соли, на дорогах зимой. Тогда возникшее переходное напряжение приведет к тому, что катушка сгорит.
4) Вызвать нарушения работы катушки могут некачественные свечи, если они имеют дефект: трещины, повреждения шайбы уплотнения, выгорание электродов, нагар, повреждение эмали изолятора.
Таким образом, катушка зажигания – очень важная часть системы зажигания автомобиля, она генерирует ток высокого напряжения и может иметь различные причины неисправной работы.
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях!