Центр мониторинга МЧС: спасти и сохранить
Материалы по теме
Почему происходят аварии: рейтинг причин ДТП от экспертов ЗР
В прошлом году в 184 тысячах аварий погибло свыше 23 тысяч человек, а раненых — на порядок больше. Что сделать, чтобы свести число жертв к минимуму?
Центр анализа
Полностью избежать аварий на дорогах и нарушений правил невозможно в принципе, но минимизировать последствия водительских ошибок — реально. С этой целью и создали специальный центр мониторинга ликвидации последствий ДТП при МЧС России, который функционирует с 2007 года.
Раньше спасательные подразделения МЧС действовали, что называется, по старинке. Получив информацию о серьезной аварии, спасатели выезжали на место происшествия, не имея исчерпывающих сведений о придорожной инфраструктуре в зоне катастрофы. Взаимосвязь между МЧС, ГИБДД и медицинскими организациями фактически отсутствовала. Нередко получалось, что спасатели прибывали на место первыми, вызволяли из автомобиля пострадавшего, оказывали ему первую помощь — а медики приезжали слишком поздно, когда человека уже нельзя было спасти… У многих спасательных подразделений не хватало опыта и навыков работы с последствиями сложных ДТП. Да и современное оборудование было в дефиците, особенно в небогатых регионах.
На базе центра функционирует информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий ДТП — базовая в МЧС России. Благодаря системе собирается первичная информация о ликвидации последствий ДТП подразделениями МЧС по всей стране.На базе центра функционирует информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий ДТП — базовая в МЧС России. Благодаря системе собирается первичная информация о ликвидации последствий ДТП подразделениями МЧС по всей стране.
Материалы по теме
Советы водителям и пешеходам: будьте взаимно бдительны!
Специалисты созданного центра, проанализировав тысячи аварий с пострадавшими, на основе полученных данных создали типовые схемы столкновений и разработали технологии спасения пострадавших. Для спасателей организовали специальные программные комплексы с использованием компьютерных моделей типовых аварий. Для подготовки специалистов экстренных служб в МЧС России созданы специализированные учебно-тренировочные комплексы в Центральном, Южном, Северо-Кавказском, Дальневосточном, Сибирском федеральных округах.
В центре создан и используется всеми подразделениями МЧС единый банк данных, в который внесены объекты инфраструктуры вдоль дорог или в непосредственной близости от них (АЗС, подразделения ГИБДД, больницы, пожарные части). Выезжая на место происшествия, сотрудники в онлайн-режиме получают исчерпывающую информацию, куда обратиться за дополнительной помощью. Кроме того, сейчас все пожарно-спасательные подразделения оснащены современными техническими средствами, в том числе для извлечения людей из разбитого автомобиля.
МЧС в помощь
Благодаря работе центра удалось увеличить число выездов пожарно-спасательных подразделений на аварии с пострадавшими. Если в 2010 году такие подразделения выезжали лишь на каждое второе ДТП, в котором пострадали люди, то в 2015‑м — уже на девять из десяти. Сократилось и время прибытия специалистов МЧС к месту аварий: в 2010 году оно составляло в среднем десять минут, сейчас — шесть с половиной. А каждая минута после происшествия на вес золота.
Специалисты Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП в своей деятельности используют современные информационно-телекоммуникационные технологии.Специалисты Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП в своей деятельности используют современные информационно-телекоммуникационные технологии.
Материалы по теме
Снижение смертности в ДТП: чем на самом деле нужно заняться
В 2015 году более 52 тысяч человек, попавших в серьезные аварии, были спасены. При этом треть пострадавших спасатели вытаскивали из покореженных автомобилей. Большинство из получивших травмы остались живы благодаря оперативным и четким действиям сотрудников МЧС. Еще 100 тысячам пострадавших спасатели оказали первую помощь. А психологическую помощь получили более 400 тысяч участников дорожно-транспортных происшествий.
В прошлом году спасатели выезжали на ДТП свыше 135 тысяч раз; 84% выездов пришлось на аварии с пострадавшими, а 12% — на происшествия с участием пешеходов. Естественно, речь только о серьезных авариях, когда есть угроза здоровью и жизни людей.
Для оценки эффективности работы МЧС применяется так называемый коэффициент реагирования. Это доля участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий серьезных аварий. В идеале, когда спасатели оказывают помощь во всех ДТП, коэффициент будет равен единице. Сегодняшняя картина отражена в таблице: показатели неплохие, но есть к чему стремиться.
Стремление к нулю
Помимо пожарно-спасательных отрядов есть еще бригады скорой помощи. Выживет пострадавший в аварии человек или нет, в большой степени зависит от того, насколько оперативно прибудет на место происшествия бригада медиков. Как показывает практика, тут до идеала пока далеко.
На МЧС надейся, но сам не плошай: если пренебрегать элементарными требованиями безопасности— не пристегиваться, перевозить детей без детских кресел, — то последствия возможной аварии будут намного тяжелее. Не создавайте лишней работы спасателям! А о том, как они работают, мы расскажем в следующий раз.
Виталий Сломянский, куратор центра мониторинга ликвидации последствий ДТП:
— За девять лет работы центра нам удалось существенно улучшить взаимодействие между нашими службами и другими ведомствами, чтобы максимально оперативно реагировать на все ДТП с пострадавшими. Постоянные учения, которые проводятся всеми подразделениями МЧС в России по нашим разработкам, помогают проводить реальные спасательные операции на самом высоком уровне.
Центр мониторинга МЧС: спасти и сохранитьЦентр мониторинга МЧС: спасти и сохранить