Бензин наших автомобилей, как тебя понять?
Бензин наших автомобилей, как тебя понять? Знающие старики говорили про еду – «что ты кушаешь – тем ты и являешься». Нет, наверно, для автомобиля важнее темы, чем проблема качества топлива, заливаемого в бак родной «чаечки».
Если «сердце» вашей машины — бензиновый агрегат, значит придется всю жизнь принюхиваться и присматриваться к той невзрачной жидкости, с резким и жгучим запахом, которую заправщики упорно называют числами, а не собственным марочным наименованием топлива.
Заправочный пистолет не позволяет увидеть, что именно льют в бак, какого цвета оно цвета и запаха. Может это и к лучшему – наверняка такое топливо здоровья не прибавит.
Лет тридцать назад еще можно было встретить старые заправки, на которых не было топливораздаточных колонок с «пистолетами». Бензин отмерялся тонкой струйкой из цистерны в мерную семи- или десятилитровую специальную посудину. Архаика – скажите, все верно. Но вы точно знали сколько, а главное чего именно вам налили.
Каждый вид бензина от низкооктанового «72» до высокооктанового «93» имел свою окраску, спутать его было сложно, разве что дальтоникам. Самое главное – запах у такого топлива был совершенно не такой как у современного бензина. У него был приятный запах — не запах, а аромат.
Своеобразный, при этом совершенно не раздражающий и не бьющий в голову. Ветошь, после обязательной обтирки горловины бака, водитель бросал под сиденье и забывал о ней до следующей заправки.
Попробуйте-ка на небольшое время оставить в салоне авто тряпку, со следами современного топлива. Через минут двадцать пребывания в машине с закрытыми окнами головная боль вам обеспечена.
Это не надуманные факты, современный бензин действительно в корне отличается от своего предка 70-80 годов прошлого века. Наше топливо, даже при условии, что его не разбавляют какой-нибудь гадостью на заправке или заводе, с трудом можно назвать нефтепродуктом.
Это скорее синтетический органический продукт на нефтяной основе. Можно сказать – «не швейцарский сыр, а сырный продукт местного пошиба». Если продолжить сравнение – представьте, как себя может чувствовать человек, если кормить его сырным суррогатом, а не полноценным продуктом.
Почему так изменился бензин, причин много, но основные – старые как мир. Делать бензин из качественного сырья очень дорого, а из того что есть — сделать достойный продукт технологиями 60-70 годов прошлого века просто невозможно.
Топливная аппаратура тех старых двигателей – однокамерные карбюраторы, они не могли дать желаемую степень распыления бензина и обеспечить необходимое качество смеси на всех режимах работы двигателя. Тот старый бензин состоял из продуктов прямой перегонки и крекинга, по своим физико-химическим свойствам они не сильно отличавшимся друг от друга. Поэтому самый примитивный процесс подачи через жиклеры давал достаточно однородную смесь на всех режимах.
Исключением был пуск холодного двигателя, но и здесь выходили из ситуации достаточно просто – искусственно обогащали смесь закрытием воздушной заслонки. Для особых двигателей готовился специальный авиационный бензин, более чем на половину состоявший из диизопропила.
По своим энергетическим характеристикам и способности противостоять детонации на взлетных режимах это вещество можно назвать эталоном легкого топлива.
Стоило такое удовольствие дорого, и со временем компонент был заменен триптаном, имеющим более высокую октановую характеристику и энергетику. Кроме того, в бензин входили абсолютно безвредные изопарафины (в малых количествах можно было даже проглотить без риска для жизни), нафтены с добавками ароматических углеводородов, придававшие тот неповторимый узнаваемый запах.
Наш современный бензин – это смесевой бензин, токсичная смесь очень разных по характеристикам жидкостей, способных вызвать острые отравление парами и химические ожоги, при попадании на кожу.
В его состав входит – ЭТБЭ или МТБЭ – метил — или этилтретбутиловые эфиры, обеспечивающие высокое октановое число, полимеризаты – продукт переработки непредельных углеводородов. До 40 процентов состава смеси может составлять ароматические углеводороды, и даже бензол — очень опасная канцерогенная жидкость.
Весь этот набор заправляют несколькими специфическими соединениями для увеличения стойкости при хранении и предупреждения коррозии.
Вдобавок ко всему, на заправках полно «добродетелей», разбавляющих бензин определенного рода «коктейлем» из воды, спиртовых отходов, бутилового спирта (играющего роль добавки, предупреждающей расслоение смеси) и низкооктанового бензина или даже керосина. Весь этот набор тщательно перемешивается при низкой температуре и малыми порциями добавляется в бензин.
Если на улице хороший мороз, в смесь могут дополнительно добавить пентан, выделяющийся на холоде в жидкость из баллонов с пропан-бутаном. Уже при температуре минус 5 этот продукт выглядит как легкий бензин, по сути ним и является. Имеет прекрасные характеристики и хорошо растворяется в углеводородах при низкой температуре.
Несмотря на невысокое октановое число, этот продукт благотворно влияет на качество горения, но с повышением температуры переходит в газовое состояние и практически полностью улетучивается из бака.
К слову, если вы умудрились сделать запас топлива зимой и храните его длительное время в плотно закрытой таре – будьте уверены, с наступлением теплых деньков, добрая треть ваших запасов улетучится.
В последнее время появилась разновидность так называемого биотоплива или биобензина, представляющий собой, смесь бензина с этиловым спиртом. Содержание последнего может доходить до 70 процентов.
Для карбюраторных двигателей его можно использовать без опасений, а для современных двигателей с инжекторным впрыском применение такого топлива лучше ограничить. Правда, многие современные модели автомобилей имеют адаптированные системы питания, способные работать с этиловым спиртом и тем более с «биотопливом».
К сожалению, опыт практического применения такого топлива не дает повода для оптимизма. Фактически, применение смесевых бензинов значительно уменьшает ресурс двигателя не только цилиндро-поршневой группы, а и всех узлов моторного агрегата, хоть как-то контактирующих с топливными смесями.
Отдельно можно остановиться на простых и доступных способах определения качества топлива. Один из способов избежать заправки машины «убойной» смесью, это покупать ее и заправлять в специальные канистры.
Даже в условиях обычного гаража можно с помощью небольшой пробы увидеть наличие грязи, воды, ржавчины или тяжелых углеводородов (мазута). Такое топливо лучше не использовать, а вернуть на заправку.
Самые умные давно оборудовали машины газобаллонным оборудованием для пропан-бутана. При этом, устанавливают настройки контролера таким образом, что кроме впрыска во впускной коллектор газового топлива, параллельно впрыскиваются крохотные порции качественного бензина. Такой режим работы позволит значительно экономить топливо и сохранить ресурс двигателя.