Убрать вмятину на кузове — технология работ
Как убрать вмятину на кузове автомобиля своими силами? Сразу скажем — не очень сложно! Начнем с объяснение что и почему. Сборку кузова легкового автомобиля производят из листовых деталей, штампованных на прессе. С помощью штамповки в листовом металле создаются растягивающие и сжимающие усилия, что вызывают относительное перемещение металлических частиц.
При штамповке возникающие напряжения в металле удерживают конфигурацию штампованной детали. У автомобиля штампованные наружные детали кузова обычно обладают выпуклой формой.
Убрать вмятину на кузове — технология работ
Хочется обратить ваше внимание, что контактные линзы sauflon избавят от проблем при вождении автомобиля и его ремонте! Глаза не устают и 100% зрение важно в нашем случае особенно!
Когда наносим удар, в кузовных деталях появляются новые напряжения, которые сжимают, выравнивают, делают вогнутой определенные места выпуклой поверхности детали. Если удар очень сильный, то он вытягивает металл. Вокруг деформированного участка образуется граничный пояс.
В этом поясе металл, являясь как бы своего рода шарниром, где на него воздействовали усилия сжатия, подвергается наибольшей вытяжке. Иногда пояс создает резко выраженную складку или кромку, при этом восстановление формы металла затрудняется.
Часто напряжения в металле изменяются только в зоне удара, а не по всей панели. Во многих случаях восстановление формы панели происходит после того, как разгрузятся точки утяжки кромки, которые ограничивают деформированную зону. Перед тем как Убрать вмятину на кузове — выполнить работы в зоне утяжки металла, с помощью шабера снимаем противошумную мастику и краску, освобождаем места утяжек, а после восстанавливаем формы детали. Обширную и неглубокую вмятину выправляем, нанося удары по вершине вмятины.
Глубокую Убрать вмятину на кузове — начинаем выправлять с края постепенно, при этом под поверхность для правки на границе вмятины подставляем наковаленку соответственной формы. Если в зоне деформации находятся элементы с более жестким сечением (стойки, подкладки, детали жесткости), то эти детали, обладающие сильным сопротивлением деформацию и затрудняющие восстановлению ее формы, ремонтируем в первую очередь. Восстановление формы состоит из двух основных операций: выколотки и выравнивания (или рихтовки).
Выколотка – операция, где поврежденной части придаем форму, близкую ее первоначальному виду. Разницу между полученной формой и ее бывшей первоначальной формой устраняем выравниванием. Для осуществления выколотки нужно приложить усилие, которое противоположно силе деформации. Выколотку производим давлением или молотком, начинать нужно от граничной кромки жестких деталей по направлению в центр вмятины.
Также начать выколотку можно и выдавливанием, применяя домкрат или рычаг, при этом создаваемое усилие не должно вызывать деформацию в точках опоры. Для продолжения операции используем молоток и ручную опорную наковаленку. При выборе профиль наковаленки для выколотки должен быть похож на профиль детали до деформации.
Убрать вмятину на кузове применяя выколотку — при выколотке применяем такие ударные инструменты, которые не вызывают удлинения листа. На наковаленке удары по листу не должны наноситься ударными стальными инструментами. Желательно работать деревянными киянками, имеющими значительную опорную поверхность и не оставляющими следов на металлической обработанной поверхности.
Выколотка с помощью киянок не вызывает удлинения металла, потому что дерево киянок по сравнению со стальными инструментами мягче, что не приводит к утончению металла. Если при выколотке используется киянка, то такая проделанная операция в дальнейшем может обеспечить высококачественное выравнивание.
Широкое применение получили стальные молотки с резиновыми байками, по сравнению с киянками они более надежны и долговечны. После выколотки восстановленная форма детали становится готовой для последующей рихтовки. Качество формы восстановленной детали оцениваем с недеформированной формой детали.
Чаще выколотку (особенно в том случае, если ремонтируем несъемные детали) производим прямо на автомобиле, однако работать при таких условиях неудобно. Съемные элементы (крылья, капоты, двери и т. п.) лучше всего снимаем, их выколотку выполняем на верстаке.
Убрать вмятину на кузове — Рихтовка представляет собой последнюю операцию обработки деталей кузова. Операция, являясь отделочной, требует тщательного выполнения с большими затратами времени. Рихтовкой устраняем неровности поверхности до такого состояния, которое было после штамповки. Когда осуществляем рихтовку, возникает наклеп, упрочняющий лист.
Рихтуем ударами молотка по листу, опираемую на наковальню, которая должна иметь достаточный вес и обладать формой, схожей с формой рихтуемой детальной частью. Наковальня должна быть с гладкой рабочей поверхностью, не оставляющей на поверхности листа следов.
При рихтовке применяем рихтовочные стальные молотки с закаленными и полированными байками – гладилки и молотки-кувалды. Для рихтовки очень хороша рифленая кувалда с рабочей поверхностью, напоминающей поверхность напильника. Подобные кувалды меньше вытягивают металл, т. к. профиль рифлений образует сжатие металла.
Сильные удары молотка быстрее утончают лист, при этом металл удлиняется. Удлинению металла препятствуют участки металла, необработанные молотком. В результате блокирования такой деформации поверхность листовой детали начинает выпучиваться.
Убрать вмятину на кузове рихтовкой лучше частыми и легкими ударами с небольшой вытяжкой металла, чем сильными и разрозненными ударами, которые оставляют на поверхности следы и сильнее вытягивают металл.
Если на рихтуемой детали присутствует складка, то рихтовку начинаем с выправления той самой складки до тех пор, пока она не обретет окончательную форму, а после рихтуем остальную часть детали.
Если не получается своими силами убрать вмятину на кузове — тогда прямая дорога к специалисту-кузовщику!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях!