Последняя распродажа: какие машины остались по старым ценам?
А где же скидки?
Традиционно многие автомобилисты откладывают покупку новой машины до сезона распродаж прошлогодних автомобилей, однако в этом году рассчитывать на большие скидки не приходится. Как известно, размер дисконта зависит, прежде всего, от затоваривания дилерских складов, а у большинства дилеров остатки сегодня уже выбраны. Дело в том, что автопроизводители в прошлом году крайне осторожно подходили к планированию продаж, не гонясь за высокими показателями в ущерб рентабельности. К тому же слухи о завершении программ господдержки привели многих потенциальных покупателей в автосалоны уже в ноябре-декабре, что также не способствовало образованию стоков у дилеров.
В этом году на особые скидки от автодилеров рассчитывать не приходится: у большинства продавцов остатки машин на складах уже выбраныВ этом году на особые скидки от автодилеров рассчитывать не приходится: у большинства продавцов остатки машин на складах уже выбраны
По словам директора по развитию ГК «Авторусь» Кирилла Кима, все участники авторынка заинтересованы в распродаже старых запасов в кратчайшие сроки. А учитывая, что ассортимент автомобилей предыдущего года выпуска будет постепенно сокращаться, необходимо оценивать увеличение риска выбора из ограниченного числа комплектаций и цветов, то есть ситуацию вынужденного компромисса между тем, что есть, и тем, что хочется.
Материалы по теме
ЭРА-ГЛОНАСС наступила. К чему готовиться автомобилистам?
«Если важна цена — сейчас лучшее время для покупки новой машины. Пока еще остались автомобили прошлого года, на некоторые из них можно получить хороший дисконт, в том числе потому что модели 2017 могут подорожать из-за обязательной теперь системы ЭРА-ГЛОНАСС. Кроме того, в конце прошлого года наметился некоторый рост продаж, и запасы прошлогодних автомобилей сейчас не очень большие, поэтому стоит поторопиться», — советует руководитель направления продаж новых автомобилей ГК «Автомир» Михаил Маракушев.
Кто последний за Кретой?
По данным участников рынка, наибольшее количество машин 2016 года выпуска находится на складах компаний со значительными объемами продаж. На примере ГК «Авторусь» это автомобили марок Hyundai, Kia и Volkswagen, в частности, Solaris, Rio и Polo соответственно. А вот если говорить о доле «просроченных» машин в ежемесячной реализации, то достаточно тревожная ситуация у Mitsubishi, Skoda и Audi, сообщил «За рулем.РФ» все тот же дилер. Поэтому продавцы ожидают активности со стороны производителей по разгребанию складов. В целом по рынку максимальные скидки сегодня можно получить на прошлогодние автомобили премиум-класса, причем в этом сегменте сохраняется большой выбор. Однако даже с учетом большого дисконта стоимость таких машин остается несопоставимой с массовыми иномарками. А вот на масс-маркете прошлогодние стоки практически распроданы, хотя складские запасы могут отличаться от дилера к дилеру.
Спрос на компактный кроссовер Hyundai Creta сегодня превышает предложение, отчего за моделью образовались очередиСпрос на компактный кроссовер Hyundai Creta сегодня превышает предложение, отчего за моделью образовались очереди
«Для массового сегмента, в частности Lada, оптимальным временем покупки был декабрь, поскольку дилеры спешили распродать склады в условиях неопределенности по госпрограммам поддержки автопрома. И многие дилеры давали неплохие условия — выгода могла составлять до 10–12% от стоимости автомобиля. Сейчас эти условия также можно получить, но не у всех дилеров есть большой выбор автомобилей на складах», — говорит владелец «Объединенной Автомобильной Корпорации» Андрей Ивойлов.
Материалы по теме
Стоп, машина! Зачем перекрыли импорт подержанных иномарок
Более того, впервые за многие годы кризиса на российском авторынке дилеры испытывают нехватку автомобилей ряда моделей, на которые скидок точно ждать уже не стоит. К примеру, спрос на новый кроссовер Hyundai Creta сегодня превышает предложение, в связи с чем на его покупку даже образовались очереди. По словам Михаила Маракушева, также есть модели, которые не являются массовыми, но в силу небольших поставок стоки по ним были выбраны еще до конца 2016 года — например, Mitsubishi L200, Kia Sorento XM.
«Дилеры брендов, которые не имеют своего производства в России, сегодня крайне осторожны в своих заказах, ведь сроки поставки таких автомобилей, как правило, значительно больше, чем у локализованных. Поэтому на складах импортных иномарок не так много. Но данный фактор в наступившем году может быть несколько нивелирован обязательностью установки системы ЭРА-ГЛОНАСС на автомобили, выпускаемые с 2017 года. Многие автопроизводители подстраховались и ввезли некоторый запас машин прошлого года, чтобы обеспечить себе подушку в виде моделей, не оснащенных „тревожной кнопкой“ и, значит, более дешевых», — отмечает эксперт автомобильного рынка Олег Барабанов.
Из-за небольших поставок стоки по некоторым моделям были выбраны еще до конца 2016 года. Среди них и среднеразмерный пикап Mitsubishi L200.Из-за небольших поставок стоки по некоторым моделям были выбраны еще до конца 2016 года. Среди них и среднеразмерный пикап Mitsubishi L200.
Ценники снова ползут вверх
Материалы по теме
АВТОВАЗ рассказал о стратегии и новинках в 2017 году
Несмотря на то, что прошлогодние машины еще есть в наличии, дилеры уже начали переписывать ценники. Согласно исследованию агентства «Автостат», за период с 16 декабря 2016 года по 15 января нового года цены на автомобили повысили 25 производителей в России. Среди них — премиальные бренды Audi, Lexus и Volvo, массовые Toyota, Skoda, Volkswagen, Renault и Citroen, а также китайский Lifan. Особенностью наступившего года стало то, что в числе первых увеличили стоимость своих моделей АВТОВАЗ и корейский тандем Hyundai-Kia, которые обычно делали это позже своих конкурентов. В результате уже с января подорожали все самые популярные модели на российском рынке.
Например, цены на Kia Rio «потяжелели» на 11 тыс. рублей, что, как считают в корейской компании, не скажется на спросе, поскольку удорожание ниже среднего в данном сегменте рынка — на 1,2–1,7% в зависимости от комплектации. Renault увеличила стоимость моделей 2017 года выпуска в среднем на 1,77%, причем сделала это впервые с февраля прошлого года. Французы уверены, что грамотное ценовое позиционирование позволит компании увеличить продажи автомобилей в текущем году, сохраняя при этом прибыльность бизнеса. Модели Lada, которые в прошлом году прибавили в цене меньше, чем конкуренты, в 2017-м подорожали на 2–3% в базовых комплектациях.
Как отмечает Андрей Ивойлов, в прошлом году автомобили этих марок практически не дорожали — производители держали цены в течение долгого времени, стремясь к максимальному росту рыночной доли. Повышение цен с января также позволяет минимизировать риск снижения доли рынка — в течение года будет достаточно времени для того, чтобы отыграть рост цен за счет различных дисконтных программ.
Kia Rio подорожал в январе на 11 тыс. рублей, но в самой корейской компании не видят в этом угрозы для продаж модели, поскольку это удорожание ниже среднего в данном сегменте рынка — на 1,2–1,7% в зависимости от комплектацииKia Rio подорожал в январе на 11 тыс. рублей, но в самой корейской компании не видят в этом угрозы для продаж модели, поскольку это удорожание ниже среднего в данном сегменте рынка — на 1,2–1,7% в зависимости от комплектации
Материалы по теме
В розыске: самые продаваемые автомобили на планете
Впрочем, произошедшее подорожание на спросе сильно не скажется, поскольку наблюдается некоторое улучшение общеэкономической ситуации, считает Олег Барабанов. Кроме того, это бренды, значительная доля которых (до 60%) продается в кредит, а значит, свой потребитель у них останется.
Новая волна подорожания
Между тем большинство участников рынка сходится во мнении, что январское повышение цен — это лишь первый виток удорожания автомобилей в наступившем году, которое во многом сдерживает наличие прошлогодних машин. А основной рост ожидается в марте-апреле, когда в шоу-румах появятся модели 2017 года. Сдерживать ценники не поможет даже начавшееся укрепление рубля, ведь производители до сих пор не компенсировали в стоимости своих машин девальвации в предыдущие два года. При условии дальнейшей стабилизации российской экономики цены на автомобили продолжат медленный рост, который по итогам года может составить в среднем до 10%.
«В 2015–2016 годах многие автопроизводители сдерживали повышение цен на свою продукцию, поэтому не стоит ожидать снижения цен в связи с укреплением курса национальной валюты. Тем не менее, мы рассчитываем на умеренное изменение цен в 2017 году для поддержания спроса как минимум на текущем уровне», — говорит Кирилл Ким.
По мнению Андрея Ивойлова, многое будет зависеть от динамики инфляции в стране. Если она сохранится на текущем уровне или снизится, то это будет означать и снижение ключевой ставки Центробанка, что в свою очередь может позитивно сказаться на стоимости автокредитов. Учитывая, что более половины автомобилей продается в кредит, особенно в массовом сегменте, цены вряд ли вырастут в среднем больше, чем на 8–10%.
Цены без тормозовОтечественные машины и иномарки подорожали за прошлый год примерно одинаково, но разница между средними ценниками остается колоссальной: 600 тыс. рублей против 1,6 миллиона!Отечественные машины и иномарки подорожали за прошлый год примерно одинаково, но разница между средними ценниками остается колоссальной: 600 тыс. рублей против 1,6 миллиона!
Материалы по теме
Какие автомобили появятся в 2017 году
Показательно, что несмотря на продолжающееся падение продаж в прошлом году, выручка автопроизводителей от этого меньше не стала. По оценкам «Автостата», в 2016 году россияне потратили на покупку новых машин около 1,8 трлн руб. — на 1% больше, чем годом ранее. Львиная доля от этого объема досталась продавцам иномарок — свыше 1,6 трлн руб., что чуть ниже уровня 2015 года (-0,2%). Оставшиеся 200 миллиардов получили российские производители, при этом благодаря лучшей динамике продаж их доходы выросли на 12%.
Увеличение выручки на падающем российском рынке связано, прежде всего, с ростом цен. В 2016 году средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля «потяжелела» на 15% и составила порядка 1,4 млн руб. Стоит при этом отметить, что отечественные машины и иномарки подорожали примерно в равной степени — на 14% и 16% соответственно. Правда, разрыв между средними ценниками остается колоссальным: 600 тыс. рублей против 1,6 миллиона.
«Производители вынуждены повышать стоимость своих автомобилей, чтобы покрыть увеличивающиеся издержки. Добиться приостановления роста цен очень сложно, этот вопрос скорее лежит в теоретической плоскости. То есть это, конечно, возможно при неизменности курса рубля к основным валютам и нулевой инфляции, но даже при этом на конечное ценообразование будет действовать закон спроса и предложения», — резюмирует Кирилл Ким.
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС и компании-производители
Последняя распродажа: какие машины остались по старым ценам?Последняя распродажа: какие машины остались по старым ценам?