Спецтест ЗР: улучшаем проходимость
Материалы по теме
Hyundai Creta, Renault Kaptur, Kia Soul, Lada XRAY: разборка переднеприводных
Властвуйте, полноприводники! Полный привод рулит! После каждого серьезного снегопада соцсети пестрят подобными восклицаниями. И ведь не поспоришь.
А если полный привод не по карману или нужен раз в год по обещанию? Может, купить съемные грунтозацепы, коих на авторынках в достатке, - и глубокий снег с крутыми подъемами будет не страшен?
Наш выбор пал на три принципиально разных комплекта — традиционные стальные цепи противоскольжения, так называемые композитные цепи (их еще величают сетками из-за характерного рисунка протекторной части) и полиуретановые ремни.
Роль испытателя взял на себя переднеприводный Renault Kaptur с 114‑сильным мотором 1.6 и вариатором. В пару к нему взяли полноприводный Kaptur 2.0 (143 л.с., автомат) — послужит ориентиром. Или буксиром!
Полноприводный Kaptur на снежном поле — словно гламурный трактор. Идет напористо даже с включенной системой стабилизации.Полноприводный Kaptur на снежном поле — словно гламурный трактор. Идет напористо даже с включенной системой стабилизации. Переднеприводный Kaptur с сетками на колесах едет по полю вполне уверенно.Переднеприводный Kaptur с сетками на колесах едет по полю вполне уверенно.
Виновата система
После оттепели Подмосковье засыпало снегом, и мы вывели оба кроссовера в чистое поле. Сверху — снежный «пухляк», а ниже — спрессованный наст и лед. То, что нужно для испытаний. Бамперы не поколем, а лед добавит сложностей.
Материалы по теме
Очевидное неочевидное: спорные суждения об автомобиле
Выставляем обе машины параллельно и пускаем вперед. Обувь у нашей пары одинаковая — шины Nokian Nordman RS2 SUV размерностью 215/60 R17.
Все аксессуары пока что ждут своего часа в багажнике: первым делом мы решили сравнить возможности машин с приводом разных типов.
В оранжевом полноприводном Каптюре селектор трансмиссии перевожу в Auto, и он без труда уезжает вперед. Переднеприводный почти сразу зарывается — его душит неотключаемая система стабилизации. Хотя в полноприводнике кнопка отключения имеется, трогать ее я не торопился: словно гламурный трактор, Kaptur ползет по полю — и электроника в этот процесс не вмешивается. Очевидно, противобуксовочная система настроена тут менее строго. А если всё же вырубить систему стабилизации переднеприводника «силовым» методом?
Чтобы отключить ESP, вытаскиваем предохранитель. Нужный блок — в салоне, а не под капотом.Чтобы отключить ESP, вытаскиваем предохранитель. Нужный блок — в салоне, а не под капотом.
Вынимаем предохранитель № 36 (отключение ABS и ESP). На панели приборов вспыхнула гирлянда «ошибок». Пропали показания спидометра, а верхний экран «прокричал», что тормоза неисправны.
Непохоже! Тормозит переднеприводный Kaptur по-прежнему хорошо, улучшилась и проходимость — потому что перестала пропадать тяга. Чувствую, что автомобиль закапывается, сбавляю газ. Ага, снова зацепился — и приоткрываю дроссель. Без удушающей электроники Kaptur медленно и упорно двигается вперед. В итоге, конечно, закопался, но прополз заметно дальше.
Нет-нет, это не руководство к действию. Не надо вынимать предохранитель. Мы лишь хотели показать, что кнопка отключения системы стабилизации нужна и переднеприводному Каптюру. Надеюсь, фирма Renault нас услышит.
Гребное поле
А теперь надеваем на передние колёса ремни из термопластичного полиуретана. Заявлено, что материал сохраняет свои свойства при температурах от —30 до +50 ºС. В протекторной части закреплена алюминиевая скоба, облегчающая движение по льду. Проблема лишь в том, что установить ремни можно не на всякий диск. На литой с узкими прорезями или на штамповку они не подойдут.
Сделаны ремни из термопластичного полиуретана. В протекторной части — алюминиевая скоба для лучшего сцепления на льду.Сделаны ремни из термопластичного полиуретана. В протекторной части — алюминиевая скоба для лучшего сцепления на льду. Ремни устанавливать легче, чем сетки и тем более цепи.Ремни устанавливать легче, чем сетки и тем более цепи. На каждое ведущее колесо установили по пять ремней.На каждое ведущее колесо установили по пять ремней. Итоги полевых работ: один ремень лопнул.Итоги полевых работ: один ремень лопнул.
Материалы по теме
Полный или монопривод: сколько и за что переплачиваем?
Итак, переднеприводный Kaptur в крутой обувке — против полноприводного!
Пру по полю. На руль приходят ощутимые толчки, просыпается и электроника, уменьшая тягу, но это мелочи. Главное, что проходимость моего Каптюра возросла многократно. Пусть он не догнал полноприводного собрата, но добраться до финиша сумел.
Вот только ремни, к сожалению, оказались ненадежными: один из них лопнул в протекторной части.
Следующие на очереди — композитные ремни, они же сетки. Их производят, что ясно из названия, из композитных материалов — полиамида и полиуретана.
Накинуть сетку просто. Главное — не забыть чуть проехать вперед, чтобы она плотно села на колесо.Накинуть сетку просто. Главное — не забыть чуть проехать вперед, чтобы она плотно села на колесо.На первый взгляд, сетка — конструкция хлипкая: соединения прошиты обычными толстыми нитками.На первый взгляд, сетка — конструкция хлипкая: соединения прошиты обычными толстыми нитками.В протекторной части сеток закреплены металлические зажимы, цепляющиеся за лед.В протекторной части сеток закреплены металлические зажимы, цепляющиеся за лед.
С сетками проходимость Каптюра хуже, чем с ремнями, зато толчков на руле нет. Ощущение такое, что на машину установили «зубастые» внедорожные шины. И снова всю малину портит ESP! Дашь газу чуть сильнее — и машина начинает закапываться.
Сдаю назад — и снова вперед. Вот так — медленно, но верно — пробиваю путь в снежной целине.
А где же полноприводник? Он уже до конца поля доехал. Но всё же переднеприводный Kaptur тоже справился с заданием, пусть и с еще бóльшим отставанием, чем в первом эксперименте.
Цепи лежат в пластиковом боксе, и придется повозиться, чтобы его открыть на морозе в перчатках.Цепи лежат в пластиковом боксе, и придется повозиться, чтобы его открыть на морозе в перчатках. Надевать цепи дольше, чем те же ремни или сетки.Надевать цепи дольше, чем те же ремни или сетки. Чтобы цепь села на колесо, сдаем вперед-назад.Чтобы цепь села на колесо, сдаем вперед-назад. У цепей с внутренней стороны колеса — трос в оболочке, с внешней стороны — натяжитель. Рабочая часть — крупные сварные звенья.У цепей с внутренней стороны колеса — трос в оболочке, с внешней стороны — натяжитель. Рабочая часть — крупные сварные звенья.
Настал черед стальных цепей, и это самая бюджетная наша покупка. Их главный минус мы выяснили, не успев тронуться: пока установишь, семь потов сойдет! Зато в поле цепи показали себя лучше ремней и сеток. На руле есть чуть ощутимые вибрации, зато Kaptur уверенно гребет в снегу. После заездов осмотрели шины на предмет потертостей: повреждений не нашли.
Затяжной подъемДля штурма снежной горки на сетках понадобился хороший разгон.Для штурма снежной горки на сетках понадобился хороший разгон.
С полем всё понятно — а как машины въедут в гору? Мы выбрали обычную сельскую дорогу, по которой зимой почти никто не ездит: слишком крут подъем. А нам того и надо! Полноприводный Kaptur преодолел этот склон без проблем.
Теперь — передний привод. Вновь сначала ремни. Первая передача, полный газ… И на последних метрах подъема Kaptur встает: снова система стабилизации задушила мотор!
Откатываюсь подальше назад и пробую взять подъем с разгона. Газ! Kaptur рыскает, не спит и ESP — скорость падает до нуля. И ближе к концу подъема машина замирает. В итоге после пяти безуспешных попыток мы кое-как заставили Kaptur въехать в горку.
Преодоление подъема на ремнях затянулось. Каптюра от победы над препятствием каждый раз отделяло полтора-два метра.Преодоление подъема на ремнях затянулось. Каптюра от победы над препятствием каждый раз отделяло полтора-два метра. С ремнями проходимость переднеприводного Каптюра заметно улучшается.С ремнями проходимость переднеприводного Каптюра заметно улучшается.
На сетках преодолеть подъем можно только ходом — и никак иначе. С ними Kaptur ускоряется охотнее. А плавность реакций притупляет бдительность электроники: она вмешивается только в самом крутом месте подъема, - но набранной скорости хватает, чтобы выскочить наверх.
А на цепях? Въехать внатяг не удалось… Теперь разгон: при наборе скорости на руле чувствуется небольшая дрожь, но Kaptur без труда набирает 35 км/ч и одолевает подъем.
Итак, цепи вне конкуренции — даже чисто психологически на них ехать легче.
На ремнях в подъем въезжали дольше всего, и, кроме того, один ремень вообще лопнул. Третье место.
«Цепной» моноприводный Kaptur готов на многое. Но полноприводный всё равно не догнать.«Цепной» моноприводный Kaptur готов на многое. Но полноприводный всё равно не догнать. На переднем приводе проще всего въехать в гору, если надеты цепи.На переднем приводе проще всего въехать в гору, если надеты цепи.
Сетки подойдут для преодоления короткого заснеженного участка дороги. Вещь не слишком надежная: даже самая прочная ткань при длительной эксплуатации порвется быстрее, чем металл. С другой стороны, если у машины дорогие легкосплавные колеса, то повредить их цепями — раз плюнуть. Сетки и ремни относятся к колесам бережнее. Проще купить новую сетку взамен порванной, чем гробить диски.
Композитные цепи противоскольжения Michelin Easy Grip, цена 6280 руб.Композитные цепи противоскольжения Michelin Easy Grip, цена 6280 руб.Ремни на колёса Put & Go JEKO, цена 6800 руб. Ремни на колёса Put & Go JEKO, цена 6800 руб. Стальные цепи противоскольжения Motorace Snow Chain, цена 3000 руб.Стальные цепи противоскольжения Motorace Snow Chain, цена 3000 руб.
С сетками повышается проходимость без ухудшения плавности хода
Долговечность вызывает сомнения
Легко и быстро надеваются, неплохи на снегу
Не подходят для штампованных дисков; в поле один ремень лопнул
Прочность, отменная проходимость
Надевать гораздо дольше, чем ремни
Что в итоге? На поле полноприводный автомобиль легко отрывается от моноприводного, даже обутого в цепи. Тем не менее нелишне, отправляясь на дальнюю дачу в снегопад, в качестве спасательного круга иметь цепи в багажнике. Ведь на цепях переднеприводный Kaptur пусть и не очень быстро, но преодолел все препятствия. А это, в конце концов, самый важный показатель.
Спецтест ЗР: улучшаем проходимостьСпецтест ЗР: улучшаем проходимость