Погибшие в аварии дети: случайность или закономерность?
Любая авария с пострадавшими — это трагедия. То, что произошло в Ханты-Мансийском автономном округе, — трагедия ужасающая. 12 человек погибли, 10 из них маленькие дети. И страшно то, что это может повториться.
Авария вызвала большой общественный резонанс. Эксперты по безопасности дорожного движения, депутаты, министры и разные уполномоченные тут же принялись обсуждать проблему безопасности перевозки детей. Однако все обсуждения ушли совсем не в то русло. Водителя автобуса сразу обвинили во всех смертных грехах. Вспомнили о его многочисленных штрафах: тут и непропуск пешехода, и нарушения, связанные с техническим состоянием транспортных средств. А раз так, значит он злостный нарушитель, поэтому и в конкретной аварии мог нарушить Правила дорожного движения.
Материалы по теме
Почему происходят аварии: рейтинг причин ДТП от экспертов ЗР
А может, и автобус был неисправный? Кто вообще разрешил детей перевозить в такую погоду? А давайте накажем губернатора, директора школы и организаторов соревнований! Или введем жесткие требования для перевозчиков. Вернем обязательное лицензирование, установим запрет на использование автобусов старше 10 лет, без тахографов и систем спутниковой навигации! Ну, правда, тогда же никаких аварий не будет! Ведь так?
Товарищи дорогие, о чем вы? Вы не понимаете, что родители в регионах просто не могут позволить себе платить серьезные деньги за такие современные и как будто безопасные автобусы, да еще и с супернадежными водителями. Тут на старенький ПАЗик бы денег собрать…
Чиновники говорят, что ГИБДД не поставили в известность об этой перевозке детишек и не получили в сопровождение машину ДПС. Но, во-первых, извещение ГИБДД носит исключительно уведомительный характер, Госавтоинспекция не имеет права запретить такую поездку. А во-вторых, машина сопровождения полагается исключительно для колонны автобусов (не менее трех).
И потом, у ГИБДД нет никакой возможности организовать сопровождение для всех желающих. К сожалению, численность сотрудников сократили почти на 40%. Поэтому и тут промашка.
Так что же делать, дабы такие аварии не повторялись?
Очевидно, что если сделать акцент на закручивании гаек, ужесточении наказаний для водителей и коммерсантов, то особых изменений не произойдет. Увы, в подобную аварию может попасть любой водитель — в том числе не нарушивший ранее ни одного пункта ПДД и управляющий самым современным автобусом, оснащенным прибором ГЛОНАСС. Он просто ошибется. Или ошибется человек за рулем тяжелого грузовика, что едет навстречу. А дальше — лобовой удар, автобус разрывает на части… Что, пассажиров спасет лицензия перевозчика или установленный в автобусе тахограф?..
Материалы по теме
Российские дороги: плохая репутация
Года два назад я познакомился с Андерсом Лие, представителем министерства транспорта Швеции и специалистом по дорожной безопасности. Он рассказывал интересные вещи. В Швеции, где лучшие в мире показатели снижения смертности на дорогах, было принято за постулат следующее утверждение: «Человек несовершенен». Смысл тут вот в чем: как бы государство ни воспитывало и ни обучало водителей, они все равно будут ошибаться. Так уж устроен человек. Именно поэтому при строительстве, ремонте и реконструкции дорог необходимо исходить из приоритета безопасности над скоростью или удобством. Встречные потоки, в идеале, должны быть разделены везде на загородных трассах.
Ведь будь на той самой дороге хотя бы тросовое ограждение, то никакой аварии с пострадавшими не случилось бы.
И не надо говорить о нехватке денег. Если государство действительно обеспокоено состоянием дорожной безопасности, то средства найти можно. Было бы желание.
Фото: ТАСС