ВАЗ против ТАЗа и Харьковчанка с Южного полюса
Задолго до СапсанаВ 1970 году Калининский вагоностроительный завод изготовил реактивный локомотив. На его крыше установили два авиационных турбореактивных двигателя от самолета ЯК‑40 (максимальная сила тяги — 30 000 Н). Цель разработки — оценить перспективы скоростных поездов нового поколения. После испытаний, как это часто бывало, уникальный образец фактически выбросили. Одно время его пытались переделать в кафе-видеосалон, но и эта затея заглохла. А в 2008 году уцелевший нос локомотива с реактивными двигателями установили как памятную стелу в честь 110‑летия Тверского (бывшего Калининского) вагоностроительного завода.Престижный инструмент
К суперпрестижному автомобилю советских времен — Волге ГАЗ‑24 (вместе с модификациями) производитель прикладывал забавный набор инструментов, назначение которых современному автомобилисту может быть неизвестно. Например, два деревянных клина следовало подкладывать под колеса при поддомкрачивании машины. А рычажно-плунжерный шприц предназначался для ручной смазки узлов, снабженных пресс-масленками, - шкворней, водяного насоса, карданных шарниров.
ТАЗ или ВАЗ?
Полвека назад обидное прозвище «таз» могло стать официальным названием всех моделей ВАЗ. После переименования Ставрополя в Тольятти новый автозавод должен был, по примеру ГАЗа и УАЗа, получить первую букву в аббревиатуре от названия города: Тольяттинский автомобильный завод — ТАЗ. Неблагозвучие было очевидным, а потому вспомнили про реку Волгу, которая и спасла положение. Имя для первого автомобиля тоже родилось не сразу. Среди нескольких вариантов было даже сокращение ВИЛ — в честь В. И. Ленина. Но в итоге по непонятным соображениям выбрали Жигули. В Автоэкспорте пришли в ужас, поскольку это название созвучно со словом «жиголо» — сутенёр, альфонс. В итоге родилось экспортное название Lada.
Материалы по теме
Фаэтон имени Сталина
Шесть вольт
Бортовая сеть подавляющего большинства современных легковушек поддерживает напряжение 12 В. А в довоенные времена оно было вдвое ниже! В нашей стране поголовный переход на двенадцативольтовую схему немного затянулся: даже у роскошного ЗИС‑110 образца 1945 года электрооборудование было рассчитано на 6 В. А дольше других из отечественных моделей на «низковольтной» сети продержались Москвич‑400 и Зис-110.
Первые поворотникиВ середине прошлого века электрические указатели поворота на автомобиле были роскошью. О маневре предупреждали механические семафорчики, либо водитель сигнализировал рукой из открытого окна. В СССР первым автомобилем, оснащенным указателями поворота, стал представительский ЗИС‑110. В задних фонарях поворотники совместили со стоп-сигналами. При этом включались они так же, как на большинстве современных автомобилей, - левым подрулевым рычажком. А на приборной панели прописались контрольные лампы указателей поворота — красного цвета.Изделие 404С
В конце пятидесятых годов прошлого столетия на Харьковском заводе транспортного машиностроения собрали «Изделие 404С». Другое название — Харьковчанка. Речь идет об уникальном антарктическом вездеходе. Его форсированный дизель развивал мощность 995 л.с., а запас хода составлял 1500 км. Максимальная скорость — 30 км/ч, преодолеваемый подъем — 30 градусов. Вездеход массой 35 тонн, добравшийся в 1959 году до Южного полюса, был довольно комфортабельным: разработчики предусмотрели спальный салон на шесть — восемь мест, туалет с умывальником и даже кухню.
ВАЗ против ТАЗа и Харьковчанка с Южного полюсаФото: из архива автораВАЗ против ТАЗа и Харьковчанка с Южного полюса