Может ли разрубленный пополам аккумулятор завести мотор?
Как известно, одним из важных аспектов, характеризующих качественные показатели современных автомобильных компонентов, является соответствие техническим требованиям, которые автопроизводители предъявляют к тем или иным комплектующим. Очевидно, что установить такое соответствие можно лишь во время специализированных тестов, которые, как правило, проводятся в лабораторных условиях, с использованием определенного набора аппаратуры и инструментов. При этом значительная доля подобных испытаний строится на условных или имитационных методиках, не всегда отражающих реальные условия эксплуатации автомобиля или его конкретного узла. В этом смысле куда более впечатляющими выглядят испытания автокомпонентов, которые проводятся, что называется, вживую, с использованием обычных подручных средств или инструментов. В частности, именно такой нестандартный подход к тестированию автомобильных батарей Topla и ТАВ озвучил один из российских журналистов во время своего визита на аккумуляторный завод ТАВ (Словения). Суть его идеи была проста: чтобы оценить эффективность некоторых типов батарей, выпускаемых на заводе ТАВ, он предложил сначала разрубить их топором, а затем подключить эти аккумуляторы к машине и попытаться завести ее. К всеобщему восторгу присутствующих, руководство компании восприняло данное предложению с пониманием и дало указание доставить с заводского склада для теста два аккумулятора.
Автомобильный стартерный аккумулятор TAB EcoDry AGMАвтомобильный стартерный аккумулятор TAB EcoDry AGM
Здесь нужно сделать небольшое отступление, чтобы рассказать, о каких именно батареях идет речь. Начнем с того, что словенский завод компании ТАВ производит широкий спектр автомобильных стартерных источников питания, включая батареи популярных торговых марок Topla и ТАВ. В ассортименте каждого из этих брендов есть отдельная линейка необслуживаемых AGM-аккумуляторов: у Topla это серия Тор AGM, у ТАВ — серия EcoDry AGM. Батареи обеих серий — это уникальные по своей конструкции свинцово-кислотные источники питания, предназначенные для использования в «старт/стопных» автомобилях, в том числе оснащенных системой рекуперации энергии торможения.
В батареях AGM имеется встроенный автоматический клапан сброса давления газов, а электролит находится не в жидком, а в адсорбированном состоянии во впитывающем стекловолоконном мате (отсюда, к слову, идет и название технологии Аbsorptive Glass Mat, которая ныне обозначается аббревиатурой AGM). Пластины в банках размещены очень плотно, что существенно повышает механическую и вибрационную стойкость аккумулятора, а заодно исключает осыпание активной массы. Автомобильный стартерный аккумулятор Topla Тор AGMАвтомобильный стартерный аккумулятор Topla Тор AGM
Благодаря отмеченным выше особенностям аккумуляторы AGM обеспечивают в три с лишним раза большее количество циклов разряда-заряда по сравнению со стандартными батареями, а их пусковая мощность оказывается более чем на 30% выше — за счет более полного использования объема элементов. Еще одно важное свойство батарей AGM — крайне низкая скорость саморазряда. Кроме всего прочего, они безопаснее и экологичнее обычных батарей — в случае опрокидывания или повреждения AGM-аккумулятора (например, во время ДТП) электролит из него уже не вытечет, а сам он будет исправно работать.Эксперимент по разрубанию AGM-батарей фиксировался на видеоЭксперимент по разрубанию AGM-батарей фиксировался на видео
Так вот, чтобы воочию удостовериться в высоком качестве, а также безопасности AGM-аккумуляторов, выпускаемых на заводе ТАВ, наш коллега решил разрубить топором две представленные ему на тест модели — TAB EcoDry AGM и Topla Тор AGM. Весь «топорно-разрубательный» процесс полностью фиксировался на видео, а ролик с этим уникальным натурным тестом можно посмотреть ниже.
Как можно было удостовериться, этот натурный тест автомобильных AGM-аккумуляторов брендов TAB и Topla наглядно продемонстрировал их высокую стойкость к внешним разрушающим воздействиям. В ходе испытания обе батареи были разрублены топором практически пополам, однако это не помешало им без каких-либо усилий завести двигатель мини-автобуса. Результат теста свидетельствует о высокой надежности этих типов аккумуляторов TAB и Topla, а также их безопасности, так как из поврежденного корпуса каждой такой батареи электролит никогда не выливается. Аккумуляторы Topla Energy и TAB Polar.Аккумуляторы Topla Energy и TAB Polar.
Впрочем, одной только проверкой автомобильных AGM-аккумуляторов «экспромт-тестирование» батарей на заводе TAB не завершилось. Например, журналисты решили подвергнуть жесткой проверке и обычные стартерные аккумуляторы, устанавливаемые на легковушки В-класса. Емкость таких аккумуляторов обычно не превышает 60 А.ч. Однако для испытаний были отобраны модели TAB Polar и Topla Energy с гораздо меньшей емкостью — всего 45 А.ч. С их помощью была произведена попытка завести мощный дизельный мотор большегрузной фуры. Как все это происходило, можно посмотреть на втором ролике, который мы приводим ниже.
Краткий комментарий. На большегрузе, который участвовал в записанном на ролике тесте, для запуска дизельного мотора штатно установлены (в «параллель») два больших аккумулятора напряжением 24 В и емкостью 225 А.ч каждый. Чтобы любые легковые (с напряжением 12 В) батареи могли хотя бы попытаться запустить такой мотор, их нужно соединять последовательно, что и было сделано. Как видно из ролика, «связка» из двух, даже небольших по своей емкости, аккумуляторов TAB и Topla смогла буквально с полтычка завести мощный дизель. Это лишний раз свидетельствует о высоких пусковых характеристиках данных стартерных батарей.